Как заявила НМП, материал РИА «Ура.Ru» пестрит такими оскорбительными утверждениями, как «серийные «убийства», совершенные группой лиц», «люди погибли насильственной смертью». «При этом ни один из сотрудников ОКБ №2 не был привлечен к уголовной ответственности по ст. 105 УК РФ «Убийство». В данном случае речь идет о прямом нарушении РИА «Ура.Ru» ст. 49 Конституции РФ, по смыслу которой невозможны публичные обвинения лиц в совершении преступлений, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке», — отмечается в заявлении НМП.
На основании собственного расследования в НМП утверждают, что по всем четырем упомянутым в статье случаям приводятся не соответствующие действительности сведения.
В частности, в одном из представленных автором материала случаев пациент скончался в другом медицинском учреждении; во втором «следственные действия не выявили какой-либо вины сотрудников ОКБ №2 и дефектов оказания медицинской помощи». Медицинская документация по еще одному упомянутому в материале случаю все еще находится на этапе проверки в следственных органах, никаких выводов пока нет. При описании еще одной ситуации автор статьи и «вовсе не указывает, что штраф, наложенный на учреждение, был оспорен в областном суде Тюменской области по одной простой причине: представитель пациента заведомо хотел решить спор в судебном порядке в целях получения 50% штрафа для своей общественной организации».
«Такие ситуации, к сожалению, являются частыми. На медицинском рынке уже давно сложилась когорта адвокатов, которые целенаправленно «зарабатывают» на спорных ситуациях между врачом и пациентом, в том числе и с привлечением СМИ», — делает вывод НМП.
Статья в «Ура.Ru» основана на заявлении, которое тюменский адвокат Илья Сливко направил главе СУ СКР по Тюменской области Михаилу Богинскому. Речь в нем идет о четырех мужчинах, в чьей смерти их родные винят медиков тюменской ОКБ №2. Вдова одного из них уже выиграла дело против больницы: суд усмотрел признаки состава преступления по ч. 2 ст.124 УК РФ (неоказание помощи больному) «в действиях неустановленных врачей» и взыскал с больницы денежную компенсацию. Уголовное преследование по статье ч. 2 ст.109 УК РФ (причинения смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения виновным своих профессиональных обязанностей) было прекращено, так как «в СК не смогли найти виновных», говорится в статье.
Сообщается в статье и о других случаях «некачественного оказания медпомощи в областной больнице №2», которые сейчас расследуются городском УМВД, а также о делах, которые были прекращены «в связи с отсутствием состава преступления, поскольку... выяснилось, что виноваты все врачи понемногу».
«Возможно, заявление о преступлении, которое направил Михаилу Богинскому тюменский адвокат Илья Сливко, все же послужит основанием для возбуждения дела и правоохранители, наконец, выяснят, почему в ОКБ №2 убивают пациентов вместо того, чтобы лечить их. Потому что пока картина получается совсем уж некрасивая: факты смерти есть, вина врачей есть, виновных нет, и наказывать некого», — резюмирует в своем тексте автор Марина Шарапова.
Как признают в НМП, никто не может исключить судебные разбирательства по фактам оказания медпомощи, а также обвинения врачей, если их вина доказана.
Тем более когда речь идет о таких крупных медучреждениях, как ОКБ №2, количество обращений в приемные отделения которой составило 241 671 за 2013 год, а число госпитализаций – 43 743.
Однако формирование в СМИ «образа врача-убийцы» не способствует решению проблемы. «Когда в прессе появляются незаслуженные обвинения, обвинения, которые носят характер клеветы – не только из-за непрофессионализма отдельных представителей СМИ, но и по причине «пациентского экстремизма», — этому необходимо противостоять», — заявил президент НМП Леонид Рошаль.
Как объяснил «Газете.Ru» шеф-редактор «Ура.Ru» Александр Кириллов, никто не собирался оскорблять всех медиков огульно, речь идет о конкретных случаях, о конкретных жалобах родственников погибших, о персональных, а не анонимных жалобах в СК и другие официальные ведомства. «Эти люди своих имен не скрывают, имена врачей мы намеренно называть не стали», — отмечает Кириллов.
Кроме того, по мнению шеф-редактора, «едва ли корректно и уместно вести речь о «пациентском экстремизме»: речь идет о страшных вещах, о гибели людей».
«Не совсем понимаю, какая «борьба против медицинских организаций» имеется в виду: в любом случае мы ни в какой «борьбе» не участвуем, — говорит Кириллов. — Наша статья – это совершенно частная история. А вот о сверхзакрытости медицинского цеха говорить, на мой взгляд, уместно: в марте, когда мы готовили эту публикацию, внятных комментариев от руководства клиники так и не последовало. Сегодняшняя эмоциональная реакция — первая за полтора месяца».
Упоминавшийся в статье адвокат ранее уже отвечал на обвинения в собственной недобросовестности и пиаре. «В ГКБ №2 работает много профессиональных и грамотных врачей и других медработников. Но вот незадача: люди умирают, а их можно было спасти. Почему? Эксперты говорят, что в ГКБ №2 не работает (или работает плохо) вся система оказания помощи, а не какой-то конкретный врач. Вот в этой ситуации, помогая своему клиенту, я с помощью следственных органов и пытаюсь разобраться. Думаете, не нужно?» — объяснил он свою позицию на форуме сайта информагентства.
Между тем НМП уже неоднократно выступала за необходимость создания института независимой медицинской экспертизы, который выступал бы в роли третейского судьи в непростых ситуациях.
В частности, предлагалось взять на вооружение зарубежный опыт, при котором, чтобы обеспечить беспристрастность заключений, экспертная комиссия работает с обезличенными материалами. Кроме того, НМП предложила Минздраву создать специальный отдел, который бы систематизировал и вывешивал на сайте обезличенную информацию обо всех проходящих в стране судебно-медицинских делах. Такая база должна быть доступна любому врачу, чтобы он мог «соотнести свою деятельность с тем, за что могут посадить».