Широко разрекламированные мэрией работы по благоустройству ВВЦ начались со скандала. В понедельник градозащитники заявили об уничтожении объекта культурного наследия федерального значения — павильона №15 «Радиоэлектроника». По словам активистов коалиции «В защиту Москвы» и «Архнадзора», на факт «варварского» демонтажа исторического фасада здания не отреагировали ни в мэрии, ни в правоохранительных органах.
«Демонтаж фасада 60-х годов проводят не специалисты, а обычные рабочие, орудуют болгаркой и ломом, а металлические листы летят прямо на пешеходную дорожку, —
рассказал «Газете.Ru» активист «Архнадзора» Андрей Новичков. — Ни департамент культурного наследия, ни ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций. — «Газета.Ru») на наши звонки не реагируют. А прибывший по вызову наряд полиции останавливать работы отказался».
Между тем, как отметил Новичков, никаких документов на производство работ подрядчики предъявить не смогли, поскольку их просто не существует в природе: «Чтобы получить разрешение на демонтаж фасада, надо было перепрыгнуть через три этапа: определение предмета охраны памятника, обсуждение его судьбы с экспертами и согласование с архитекторами. Видимо, решили не терять время на «формальности».
Фасады 1960-х годов с павильона сбиваются для того, чтобы освободить закрытые ими первоначальные фасады построенного в 1939 году по проекту архитектора Знаменского здания.
Тогда павильон назывался «Поволжье». В 1954 году павильон перестроен (по проекту архитекторов Е.В. Яковлева и И.М.Шошенского) в павильон «Радиоэлектроника и связь».
Таким образом исполняется решение мэрии о возвращении выставке ее первоначального вида. В начале апреля мэр Москвы Сергей Собянин предложил вернуть Всероссийскому выставочному центру (ВВЦ) старое название (Выставка достижений народного хозяйства, ВДНХ) и анонсировал работы по благоустройству. Ранее было объявлено о планах провести архитектурный конкурс на разработку новой концепции развития этой территории.
Проект превращения ВВЦ обратно в ВДНХ будет стоить 60 млрд руб., а в ближайшее время новый собственник — Москва — обещает вложить в реконструкцию памятников 13 млрд.
По словам градозащитников, они ничего не имеют против этой идеи, однако воплощаться в жизнь она должна не ценой уничтожения уникальных, выполненных в модернистском стиле металлических фасадов. Кроме того, в ходе недавнего пресс-тура по выставке руководитель департамента культурного наследия Александр Кибовский пообещал, что вопросы, касающиеся реставрации павильонов, будут в первую очередь обсуждаться с экспертами.
«Но никаких экспертов ни о чем не спросили, эксперты в шоке, —
возмущается Новичков. — Действительно, роскошные фасады «Поволжья» в 60-х годах были закрыты в рамках борьбы с архитектурными излишествами. Но предложенное архитекторами уникальное решение с фигурными скобами само вошло в историю вместе с павильоном «Радиоэлектроника» и в предмет его охраны. Это не просто павильон с модернистским фасадом, а чуть ли не первая в стране постройка с фасадом в таком стиле после советской классики, эпохальное событие для своего времени. И поэтому сейчас эти фасады должны быть аккуратно сняты и восстановлены в другом месте».
По словам градозащитников, фасады другого подобного павильона — №14 «Вычислительная техника» (первоначально носил имя «Азербайджан») — уже не спасти, их разломали в конце прошлой недели.
«Ближе к вечеру прораб сказал нам, что демонтаж листов временно приостанавливается, — говорит Новичков. — Но мы продолжим дежурство — простые сотрудники ВВЦ рассказали нам, что подобные работы чаще всего здесь проводят именно по ночам».
Администрация ВВЦ ситуацию не комментирует.
В департаменте культурного наследия сообщили, что федеральный памятник никто не разбирает и тем более не сносит — «идут работы по разборке фальшфасадов, которые к объектам культурного наследия не относятся».
По мнению вице-президента Академии художественной критики Алексея Клименко, беда Москвы в том, что судьбу ее культурного наследия решают не специалисты, а чиновники. Так было при прежней администрации, когда под лозунгом восстановления исторического облика возводились не имеющие никакого отношения к оригиналам новоделы. Продолжается это и сейчас.
«У нас есть очень много специалистов, которые знают и любят ВДНХ, и из них должен быть создан экспертный совет, — считает Клименко. — Такой совет мог бы стать арбитром и в споре между энтузиастами из «Архнадзора» и чиновниками. Действительно, не все, что соответствует своему времени, представляет ценность и должно объявляться памятником. Но должна быть точность исторических фактов, оценка того, что входит в предмет охраны. Ведь есть историки советской архитектуры, которые в этом разбираются, но которых оставили в стороне. Есть архивные документы. Я уважаю профессионалов и верю документам. Но совершенно не доверяю чиновникам».
Между тем в ВВЦ до сих пор не организована государственная историко-культурная экспертиза.
В результате, как напоминают в «Архнадзоре», в последние два года в ВВЦ происходит самовольная разборка павильонов. Так, всего через день после визита мэра был начат демонтаж павильона №24 «Судостроение» 1966 года постройки. Еще весной-летом 2012 года этот павильон лишился стилизованной рубки и морских якорей в оформлении. Ранее, в феврале-марте 2013 года, были полностью снесены павильон №23 «Теплицестроение», возведенный в 1967 году, и прилегающий к нему тепличный комплекс, в основе которого находились сооружения 1930–1950-х годов.
В течение зимы-весны того же года по желанию частного владельца было полностью разобрано кафе «Лебедь» 1954 года постройки (павильон №524). Исчезли резные деревянные фронтоны, наличники окон и двери — ранний пример обращения советской культуры к неорусскому стилю начала XX века. Это здание заявлялось градозащитниками на госохрану и как заявленное подлежало сохранению.