Арест в субботу капитана южнокорейского затонувшего парома, его третьего помощника и рулевого стал итогом работы прокуратуры, которая выясняла обстоятельства трагедии. Паром, на котором было 475 человек, в том числе более трех сотен старшеклассников и студентов, натолкнулся на риф утром 16 апреля, спаслись только 179 человек.
Прокуроров интересовало, кто находился на капитанском мостике в момент столкновения, а также почему капитан медлил с объявлением эвакуации: школьники побоялись нарушить требование капитана оставаться в каютах и утонули.
Паром вышел во вторник вечером из порта Инона на северо-востоке Южной Кореи. Его ждал 14-часовой переход до курортных островов. Судно шло всю ночь, а утром 69-летний капитан Ли Чун Сок передал управление кораблем своему третьему помощнику и рулевому. Третьим помощником была малоопытная 25-летняя девушка Пак Хан Куль. Она работала всего полгода и раньше не плавала в том районе с множеством островов, сложным рельефом и быстрыми течениями. Зато опыт плавания был у рулевого — 55-летнего Чо Чун Ки.
В прокуратуре с недоумением заявили, что капитан решил оставить мостик, несмотря на сложный участок маршрута.
«Я дал инструкции по маршруту и тут же отправился спать. Когда все произошло, я спал», — пояснил сам Ли Чун Сок репортерам.
Было около девяти утра, и вокруг судна был сильный туман. Тогда третий помощник решила взять управление на себя и встала за рулевое колесо. Когда паром подошел к точке, где нужно было сделать поворот, она крутанула руль слишком сильно, и паром задел риф. Пока не сообщается, что заставило ее сделать более резкий поворот — неполадки в технике или что-то другое.
Выжившие пассажиры парома рассказывают, что капитан слишком поздно отдал распоряжение об эвакуации. В Южной Корее строгая дисциплина, и молодые люди послушно сидели в каютах около 40 минут, пока его трюмы наполнялись водой.
Затем судно стало крениться и тонуть, в итоге многие оказались заблокированы в помещениях — они не могли добраться по скользкому наклоненному полу до дверей, а также не могли разбить прочные стекла на иллюминаторах. Те, кому удалось спастись, рассказывали страшные подробности борьбы за жизнь в тесных помещениях, наполняющихся водой.
Расшифровка радиообмена между кораблем и наземными диспетчерами показала, что диспетчер службы движения судов рекомендовал объявить эвакуацию через пять минут после получения сигнала бедствия с парома. Но пассажирам по громкой связи передавали требование капитана находиться на своих местах, а общая эвакуация была объявлена только через полчаса, когда к судну подошли спасательные лодки.
Капитан заявил, что не считает свое решение ошибочным.
Он пояснил, что низкая температура воды (+12 градусов) и быстрые течения могли привести к гибели людей. «Я решил, что если люди спрыгнут в воду в спасательных жилетах, а рядом не будет других судов, чтобы подобрать их, то они столкнутся со многими другими трудностями, — заявил репортерам капитан. — В тот момент спасатели еще не приехали, а других судов, пассажирских или рыболовецких, рядом не было».
Однако главное, в чем капитана обвиняет чуть ли не вся южнокорейская нация, — он оставил паром одним из первых. «Капитан сбежал быстрее, чем пассажиры», — заявил старший прокурор Юн Чунг Чин. А местные телеканалы показывали видео, как спасатели помогают капитану перебраться в лодку с борта корабля. В это время в иллюминаторы на нижних палубах стучались школьники.
Перед репортерами капитан, у которого за плечами четыре десятилетия опыта, прятал голову в капюшон. «Я сожалею, что причинил беспокойство народу Южной Кореи. Я склоняю голову и прошу извинения», — заявил он журналистам, когда его вывели из суда, принявшего решение о его аресте.
Капитану предъявлены обвинения по пяти пунктам, в том числе в халатности при исполнении служебных обязанностей и нарушении морского права.
Выжившие были временно размещены на острове недалеко от места крушения. Для них выделили здание спортзала. Накануне рядом с этим зданием было обнаружено тело заместителя директора одной из школ. Кан Мин Кён возглавлял группу старшеклассников, многие из которых погибли. Мужчина повесился на ветке дерева. В предсмертной записке он написал, что чувствует себя виноватым в том, что он выжил. И своей смертью он хотел искупить вину за гибель детей. Он попросил кремировать его и развеять его прах над местом крушения парома.
Водолазы до сих пор не могут попасть внутрь затонувшего судна. Оно перевернулось, а над водой торчит лишь небольшая часть киля.
На месте работают как водолазы-спасатели, так и гражданские ныряльщики. Один из дайверов рассказал, что видел сквозь иллюминатор три тела, но не смог разбить стекло. Водолазы не могут попасть в помещения из-за сильного течения. Кроме того, на месте крушения плохие погодные условия — идет дождь, а на воде сильные волны.
Спасатели смогли обнаружить 32 тела пассажиров и членов экипажа. Их вынесло из парома течением, поясняют представители поисковой операции. Предполагается, что никто больше не выжил. Таким образом, количество жертв может достигать 296 человек.