Министр обороны Сергей Шойгу считает необходимым обнародовать имена граждан, уклоняющихся от службы в армии. Обсуждая тему призыва на селекторном совещании в Национальном центре управления обороной России в понедельник, Шойгу сообщил, что уже второй год подряд уменьшается число желающих увильнуть от призыва на военную службу. Тем не менее они есть. «Сегодня таких уклонистов шесть тысяч, поручаю рассмотреть вопрос публикации списков в региональной печати», — заявил министр обороны.
Этой весной в российскую армию планируется призвать 154 тыс. человек (год назад – 153 тыс.), а в осенний призыв отправились служить 150 тыс. новобранцев. На этом фоне 6 тыс. уклонистов (2% из 300 тыс. призывников в год) – очень хороший показатель, демонстрирующий фактически отсутствие проблемы как таковой, считает член Совета при президенте РФ по правам человека (СПЧ), координатор общественного движения «Гражданин и армия» Сергей Кривенко. По его словам,
эти данные свидетельствуют о том, что молодежь идет служить, а ажиотаж нагнетается искусственно.
«Еще несколько лет назад высшие лица Минобороны, депутаты, представители руководства страны говорили, что в России очень плохо с призывом, и называли куда более высокие цифры – 150–200 тыс. уклонистов, — напомнил Кривенко. – Мы, кстати, всегда оспаривали эти цифры. Говорили, что так как призыв осуществляет государство, то неправомерно считать молодых людей уклонистами, если они не получили повестки должным образом. Другое дело, если человека призвали, он прошел все положенные процедуры, не обжаловал призыв и при этом не явился на службу. Но таких всего несколько тысяч, и погоды они не делают. И вот сейчас министр обороны подтвердил эту цифру».
Тем не менее власти продолжают бороться с уклонистами. Так,
в Госдуме решили активизировать работу над находящимся там уже несколько лет законопроектом, который обязывает призывников самостоятельно приходить в военкомат за повестками.
Тех же, кто не выполнит этого требования и не явится до определенного времени, по замыслу авторов, будут считать уклонистами с последующим привлечением к административной и далее к уголовной ответственности.
Обнародование имен «косящих» от выполнения священного долга – своевременная и обоснованная мера, считает член общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. «Страна должна знать своих героев», — заявил он «Газете.Ru». По словам Коротченко, сейчас нет причин бегать от армии: «Служба в Вооруженных силах достаточно комфортна, резко улучшены социальные условия, у солдат отличные питание и форма, и занимаются они только боевой и физической подготовкой – в наряды по кухне не ходят, дачи генералам не строят, траншеи не копают, траву не красят».
«Публикация списков уклонистов в региональной прессе вполне нормальное правовое решение, — заявил Коротченко. — Уклонисты – это социальные паразиты, которые не выполняют свой гражданский долг, проявляют правовой нигилизм, а попросту – плюют на государство».
Он предлагает пойти дальше и действовать по отношению к уклонистам, как служба судебных приставов — по отношению к должникам.
«Сейчас с долгом в 500 руб. невозможно выехать за границу, — напоминает Коротченко. – Люди, уклоняющиеся от службы, так же нарушают закон и должны быть поражены в правах, как минимум до 27 лет. Человек, который не служит в армии, не имея законных отсрочек или проблем со здоровьем, не должен иметь права на выезд заграницу и получение водительского удостоверения. Его имя должно быть в базах данных погранслужбы и ГИБДД. Юридически тут все оформлено: свои списки есть во всех военкоматах».
Как бы кто ни относился к уклонистам, публиковать их имена однозначно запрещает закон о персональных данных, возражает Кривенко.
«Кроме того, к чему вообще нужны меры общественного порицания, когда за уклонение от службы уже существует административная и даже уголовная ответственность? Поэтому, если у военкомата есть данные на этот счет, он должен передать их не в газету, а в прокуратуру для возбуждения дела: этого требует действующее законодательство», — отмечает эксперт.
По словам ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой, которая также является членом общественного совета при Минобороны,
термина «уклонист» вообще не существует в российском законодательстве. А если все же считать таковыми людей, стремящихся избежать призыва, то подобный статус должен быть установлен решением суда.
Поэтому, по мнению Мельниковой, правовой нигилизм в данном случае демонстрирует как раз сам министр обороны.
«Если министр обороны готов публиковать списки людей, которых какой-либо военный комиссар по каким-то причинам считает уклонистами, то тогда он абсолютный правовой нигилист», — говорит эксперт.
А следствием такого «странного распоряжения» станет вал обращений в суд с исками о защите опороченных чести и достоинства от людей, увидевших свою фамилию в подобном контексте.
«Если призывники не приходят в назначенный день по повесткам, за которые они расписались, должны быть открыты административные дела и наложены взыскания, — объясняет Мельникова. – Но и в этом случае публикация их имен будет незаконной, так же как и публикация данных людей, проходящих по тысячам других разных статей, например за не вовремя сданный отчет в налоговую инспекцию или ДТП. То же самое касается и уголовных статей: если уж печатать имена, то всех, а не только проходящих по ст. 328 УК (уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы). Но право на такую публикацию имеют только сами суды».
Тем не менее в Союзе комитетов солдатских матерей призывникам советуют не провоцировать военкоматы на подобный и иной «произвол».
«Мы напоминаем всем призывникам: у вас есть обязанность стоять на воинском учете, а значит, вы, как грамотные люди, должны знать Положение о воинском учете,
— говорит Мельникова. — Если вам надо оформить свое право на отсрочку, сначала напишите заявление на имя военкома: «Я, такой-то, сообщаю, что у меня есть такое-то право, документы такие-то прилагаю». И отдайте его под расписку. Если не можете служить по состоянию здоровья, то же самое – собираете медицинские документы и пишете заявление: «Для правильного решения о моей годности к службе сообщаю: болен тем-то, заболевание соответствует таким-то пунктам, прошу освободить меня от службы по 23-й статье Закона о воинской обязанности.
А если что-то пойдет не так – подавайте в суд и судитесь за свои права».