ФСКН нашла первых партнеров по социальной реабилитации наркоманов. Столичная мэрия запускает эксперимент, в ходе которого планируется выделять прошедшим лечение наркозависимым москвичам индивидуальные сертификаты на оплату услуг негосударственных реабилитационных учреждений. Координировать эту работу поручено департаменту соцзащиты населения. Как сообщил во вторник на заседании столичного правительства руководитель департамента Владимир Петросян, на проведение пилотного проекта в текущем году выделяется 100 млн руб.
Какие именно учреждения будут осваивать эти средства, пока не решено.
По словам Петросяна, порядок выдачи сертификатов на услуги по реабилитации и ресоциализации разработан совместно с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). При департаменте появится специальная межведомственная комиссия, которая займется как выдачей сертификатов желающим пройти реабилитацию, так и отбором самих реабилитационных учреждений.
Одним из основных требований станет наличие соответствующего опыта деятельности на протяжении не менее трех лет. Под таким опытом подразумевается оказание «социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических и правовых услуг, направленных на восстановление физического и психического здоровья, социального статуса, а также способностей к полноценной интеграции в общество».
В итоге доказавшие свою состоятельность общественные организации и некоммерческие объединения войдут в специальный реестр, из которого пациент сможет выбирать, кто ему больше понравится.
Планируется, что средний срок реабилитации составит от одного до трех месяцев, однако по рекомендации врача курс может быть продлен до шести месяцев. И, по расчетам мэрии, будет стоить бюджету города от 30 тыс. до 180 тыс. руб.
Право больных наркоманией на социальную реабилитацию гарантировано поправками в федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах», принятыми в ноябре 2013 года. При этом, по мнению экспертов, главная проблема заключается в том, что воплотить в жизнь вступающий в силу через несколько месяцев и теоретически правильный закон не позволяют крайне ограниченные возможности наркологической службы страны. На всю страну приходится всего 207 наркологических подразделений. В системе Минздрава РФ функционируют три реабилитационных центра и 87 реабилитационных отделений для наркологических больных, на которые приходится всего 1730 коек. А также 109 наркологических диспансеров, оказывающих реабилитационную помощь амбулаторно.
Число негосударственных реабилитационных учреждений (коммерческих, некоммерческих, обществ само- и взаимопомощи) на сегодняшний день точно не установлено, но в общей сумме значительно превышает количество государственных. По данным специалистов Научного центра наркологии Минздрава, их более тысячи, причем основная часть приходится на конфессиональные учреждения. Именно на них, видимо, и рассчитывали в ФСКН, разрабатывая Госпрограмму комплексной реабилитации и ресоциализации наркозависимых.
Суть программы заключается в грантовой поддержке возвращающих в общество наркоманов социально ориентированных негосударственных организаций (на сегодняшний день насчитывается около 500 позиционирующих себя таковыми). Главное требование для участников реабилитационной системы — соблюдение единых стандартов.
Однако ведомству пока так и не удалось убедить Минфин выделить необходимые средства, и поэтому программа не работает.
Тот факт, что «в стране нет денег на реабилитацию», глава ФСКН впервые признал в декабре на заседании Государственного антинаркотического комитета. «Проблема 8 млн наркопотребителей и почти 30 млн их родственников и далее будет оставаться вне сферы деятельности власти. Без денег программа не заработает», — заявил тогда Иванов.
Большего понимания удалось добиться в столичной мэрии. Однако и здесь умеют считать деньги. Как заявил мэр Сергей Собянин, при выделении средств на сертификаты следует учитывать имущественное положение больных и их семей и в первую очередь выдавать их тем, кто не может обеспечить себе лечение самостоятельно. «Те, кто могут оплатить, должны делать это сами, так было бы правильнее », — заявил Собянин. Но такая постановка вопроса уже полностью соответствует нынешнему положению дел. И тогда ни о каком эксперименте говорить уже не приходится.
Тем не менее эксперты высоко оценивают столичную инициативу. Как считает президент Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании» Олег Зыков, создается хороший прецедент: пример Москвы очень важен, и за ней наверняка пойдут другие. Ну а вопрос денег, «как всегда, будет решаться в разных регионах по-разному».
Основатель фонда «Город без наркотиков», мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман также приветствует московские попытки помочь наркозависимым.
«Проблема ведь в том, что у нас государственных центров просто нет физически, — говорит Ройзман. — И москвичи молодцы, что сделали первый шаг на пути решения проблемы, пытаются бороться. Даже если спасут хоть одного человека, это уже будет что-то».
Однако, для того, чтобы эти и другие усилия по возвращению наркоманов в общество принесли плоды, необходимо принимать «совершенно однозначно читаемый закон о принудительном лечении по решению суда», уверен Ройзман. «Пока нет такого закона, любые программы будут не эффективны. Это я вам как профессионал говорю. Без него все это лишь имитация деятельности и пустая трата бюджетных средств», — заявил он.
По словам президента, поддерживающего людей с наркозависимостью, Фонда им. Андрея Рылькова Ани Саранг, даже если оставить за скобками неэффективность имеющихся реабилитационных программ, государство может обеспечить реабилитацией лишь 0,3% из официально зарегистрированного (550 тыс. человек) и 0,09% из оценочного (1,7 млн) числа наркозависимых. «Работая с наркозависимыми, мы видим, насколько большой запрос на реабилитацию есть у них самих, — говорит Саранг. — Но если людей с московской, питерской или казанской пропиской еще можно как-то устроить в городские клиники, то у жителей других городов никаких вариантов нет вообще».
Кроме того, как отмечает Зыков, большим достоинством московского постановления является требование при оценке эффективности организации руководствоваться Национальным стандартам реабилитации.
«Нам известны сотни случаев по всей стране, когда бандиты, прикрываясь реабилитационными лозунгами, просто использовали рабский труд маргинальных элементов. Поэтому так важно однозначно установить, что есть хорошо, а что плохо в реабилитации», — считает эксперт.
По его словам, Национальный стандарт рождался в муках, и в конце концов общественным организациям удалось добиться понимания того, что, «не уважая личности пациента, нельзя помочь ему изменить судьбу».
«Национальный стандарт был разработан Росстандартом и с 1 июля прошлого года вступил в силу. Однако Минздрав не признал этого документа, а ФСКН его игнорирует, — отмечает Зыков. — И Москва фактически первая легитимизировала нацстандарт, который становится теперь основой сертификации реабилитационных центров».