Исчезновение 8 марта малайзийского лайнера Boeing 777, летевшего из Куала-Лумпура в Пекин, остается «беспрецедентной тайной», заявил в понедельник на пресс-конференции глава гражданской авиации Малайзии Ажаруддин Абдул Рахман. «К сожалению, мы не нашли ничего, что было бы похоже на предметы из самолета, не говоря уже о самом самолете», — цитирует Reuters слова чиновника.
Власти страны не исключают версию угона воздушного суда.
В воскресенье Интерпол подтвердил, что по крайней мере два пассажира при посадке на рейс использовали украденные паспорта. Имена двух европейцев — австрийца Кристиана Козела и итальянца Луиджи Маральди — были сначала опубликованы в списках погибших. Позже выяснилось, что никто из них не летел злополучным рейсом, а паспорта обоих были похищены в Таиланде в течение последних двух лет. Оба пассажира, воспользовавшиеся чужими документами, одновременно приобрели билеты у авиакомпании China Southern Airlines на рейс MH370 с пересадкой в Пекине на самолет до Амстердама.
«Хотя пока еще слишком рано рассуждать о возможной связи между этими украденными паспортами и исчезновением самолета, есть совершенно очевидный повод для беспокойства, что любой желающий мог сесть на международный рейс, используя краденый паспорт, который числится в базе Интерпола», — цитирует «Би-би-си» генерального секретаря Интерпола Рональда Ноубла. По его словам, ни одна страна ни разу не обращалась к базе данных Интерпола по поводу указанных паспортов с тех пор, как они были объявлены украденными.
Глава Интерпола выразил глубокую досаду тем, что лишь немногие из 190 входящих в организацию стран на регулярной основе обращаются к базе данных похищенных документов.
Между тем государственное информационное агентство Малайзии цитирует министра внутренних дел страны Ахмада Захида Хамиди, который заявил, что пассажиры, использовавшие украденные европейские паспорта, были азиатской внешности, и подверг критике пограничную службу, сотрудники которой отнеслись к этому без лишних подозрений.
«Я до сих пор возмущен. Не могли чиновники иммиграционного ведомства подумать? Итальянец и австриец, но с азиатскими лицами», — приводит агентство слова главы МВД Малайзии.
В свою очередь, один из европейских дипломатов в Куала-Лумпуре на условиях анонимности рассказал Reuters, что столица Малайзии давно стала азиатским центром нелегальных мигрантов, многие из которых, используя фальшивые документы и транзитные рейсы через Пекин или Западную Африку, едут в Европу. «Чем больше вы знаете о роли Куала-Лумпур в этой цепочке, тем более сомнительно, что здесь есть какая-то связь (между исчезновением самолета и наличием на его борту людей с фальшивыми паспортами. — «Газета.Ru»)», — объяснил дипломат.
В настоящее время к расследованию обстоятельств исчезновения рейса Куала-Лумпур — Пекин подключились агенты ФБР США. Соединенные Штаты также отправили в зону поиска эсминец и противолодочный самолет Lockheed P-3 Orion,
способный обследовать своим оборудованием более 3,5 тыс. кв. км в течение часа. В понедельник он провел разведку в северной части Малаккского пролива, где был зафиксирован последний контакт с пропавшим Boeing 777.
«Наши самолеты в состоянии четко обнаружить мельчайшие обломки в воде, но до сих пор все оказывалось мусором или кусками деревьев», — заявил представитель 7-го американского флота Уильям Маркс.
Boeing 777 с бортовым номером MH370 исчез с экранов радаров в ночь на субботу на расстоянии около часа полета от Куала-Лумпура на высоте более 10 тыс. м. Десятки судов и самолетов из семи стран ищут следы пропавшего Boeing на водной поверхности у берегов Малайзии и Вьетнама. Представители вьетнамского флота ранее заявляли, что заметили обломки, похожие на кусок самолета, в Южно-Китайском море поздно вечером в воскресенье, но суда и летательные аппараты, обследовавшие сегодня днем возможный район крушения, не подтвердили находку.
Сигнал бедствия с пропавшего самолета так и не был отправлен. Это вызвало среди экспертов предложения о внезапном катастрофическом сбое систем воздушного судна или даже взрыве. Радиолокаторы ВВС Малайзии зафиксировали также возможное отклонение от запланированного маршрута незадолго до своего исчезновения.
«Тот факт, что мы не в состоянии найти любой мусор до сих пор, указывает, что самолет, вероятно, распался на отметке 35 тыс. футов», — рассказал Reuters высокопоставленный источник , участвующий в предварительном расследовании ситуации с исчезновением рейса MH370.
Отвечая на вопрос о возможности взрыва на борту самолета, источник агентства подчеркнул, что пока для таких предположений нет никаких доказательств, а самолет мог распасться из-за «механических причин». Тем не менее, по словам источника, самые близкие параллели в ситуации с малайзийским Boeing — взрыв на борту лайнера Air India в 1985 году над Атлантическим океаном и авиакатастрофа над Локерби в 1988 году. Оба самолета находились на высоте более 9 тыс. м, когда на их бортах взорвались бомбы.
В США, по данным Reuters, также анализируют изображения с военных спутников в поисках свидетельств взрыва в воздухе, но пока в Пентагоне не обнаружили на снимках ничего подобного, несмотря на высокую плотность спутникового покрытия в районе предполагаемой катастрофы.
В компании Boeing пока не комментируют ситуацию и ссылаются на сделанное ранее короткое заявление, что их специалисты ведут мониторинг ситуации. Самолеты Boeing 777 имеют репутацию одной из самых безопасных моделей воздушного транспорта для пассажирских перелетов. За 20 лет работы на гражданских линиях только один самолет этого семейства попал в аварию: 6 июля 2013 года при посадке в аэропорту Сан-Франциско лайнер задел хвостом волнорез и частично разрушился. Тогда погибли три человека, более 80 были госпитализированы. Акции компании Malaysia Airlines — одного из крупнейших в Азии авиаперевозчиков — утром в понедельник упали на 18%, до рекордно низкого уровня.