В среду Следственный комитет сообщил о завершении расследования дела в отношении командира экипажа самолета Ту-154 Закаржи Закаржаева. 63-летний пилот обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух лиц).
4 декабря 2010 года из-за отказа двух из трех двигателей у ТУ-154 «Дагестанских авиалиний» экипаж прибег к аварийной посадке в Домодедово, в результате которой погибли двое и еще 87 человек пострадали.
Следствие установило, что непосредственной причиной авиационного происшествия стало нарушение Закаржаевым установленных требований разделов «Полет с двумя неработающими двигателями» и «Заход на посадку и посадка с двумя неработающими двигателями» самолета ТУ-154М.
В заключении комплексной летно-технической экспертизы говорится, что именно нарушения Закаржаева привели к трагическому происшествию. Хотя развиваться аварийная ситуация начала не по его вине. По заключению экспертов Межгосударственного авиационного комитета (МАК), причиной отказа двигателей стало «непреднамеренное выключение бортинженером» подкачивающих насосов перекачки топлива, что привело к выключению двух крайних двигателей и проблемам с электропитанием. Тем не менее, по мнению экспертов, такая ситуация — при работающем центральном двигателе — не была безвыходной, и к аварии и гибели людей привели именно неправильные действия пилота и невыполнение им летных инструкций.
Действия остальных семерых членов экипажа не привели к тяжким последствиям, показала экспертиза. Кроме того, в заключении комиссии по расследованию авиационных происшествий МАК говорится, что ситуацию усугубили погодные условия и недостаточная профессиональная подготовка экипажа к действиям в аварийных и сложных ситуациях, предусмотренных руководством по летной эксплуатации самолета Ту-154М.
Примечательно, что гендиректор «Дагестанских авиалиний» Мирза Омариев, комментируя происшествие корреспонденту «Газеты.Ru» на следующий день после трагедии, отметил, что экипаж Ту-154 был «очень опытным». «Командиру 50 лет, он налетал 17 тыс. часов, в том числе более 10 тыс. на Ту-154. Второй пилот налетал на «Тушке» не менее трех тыс. часов», — сказал тогда Омариев.
Между тем в ходе расследования выяснилось, что второй пилот Ту-154 Магомед Шамалов вовсе не прошел первоначальную летную подготовку и не имел права управлять воздушным судном.
Бывший заместитель гендиректора «Авиалиний Дагестана» Алексей Джабраилов в январе этого года подтвердил «Интерфаксу», что Шамалов имел лишь сертификат пилота-любителя. «Затем его направляли в учебно-тренировочный центр для переподготовки, но это все неправильно, все это противоречит инструкциям», — добавил он.
В связи с этим СК начал проверку. Касается она причем не только Шамалова, но и многих других летчиков, авиакомпаний и структур гражданской авиации. В прошлом году разгорелся скандал вокруг ряда учебных центров, которые выдавали летные сертификаты и свидетельства за деньги, благодаря чему пилоты, не прошедшие на самом деле подготовку, допускались к перевозке пассажиров. Следствие подозревает в использовании поддельных документов более 70 летчиков. Впрочем пока официальные обвинения никому не предъявлялись.
В настоящее время Шамалов, как и другие члены экипажа, числится потерпевшим по делу о катастрофе. Единственным виновным по делу проходит Закаржаев.
Как сообщалось, 4 декабря 2010 года Закаржа Закаржаев управлял технически исправным самолетом Ту-154М в рейсе из столичного аэропорта Внуково в международный аэропорт Уйташ в Махачкале. Спустя 29 минут после вылета самолет произвел аварийную посадку в аэропорту Домодедово из-за отказа двух двигателей. На борту воздушного судна помимо Закаржаева находились еще семь членов экипажа и 163 пассажира. Самолет приземлился у правой зоны безопасности (так называются участки по обе стороны взлетно-посадочной полосы) второй ВПП Домодедово, сильно ударившись о землю. Затем ТУ-154М пересек ВПП. Из-за удара о небольшой холм самолет развалился на части. Погибли два человека — брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов, а также 81-летняя Роза Гаджиева, мать судьи Конституционного суда Гадиса Гаджиева. Еще 87 человек пострадали.
В ближайшее время уголовное дело с утвержденным обвинительным заключением будет направлено в суд для рассмотрения по существу.