Жители одного из самых привлекательных и престижных, по мнению риелторов, районов Москвы — Хамовников — борются за сохранение своей среды обитания. В среду вечером около 150 жителей района вышли к зданию Москомархитектуры на Триумфальной площади на митинг против градостроительной политики московских властей в целом и застройки своего района в частности. «Мы обращаемся к властям города: оставьте нас в покое. У нас уже сейчас рушатся дома от ваших строек. Вспомните законы, которые сами же написали! Их нужно соблюдать!» — говорилось в анонсе митинга. Услышали ли горожан чиновники Москомархитектуры, неизвестно: ни один из них к митингующим не вышел.
Не пришли на акцию и сотрудники префектуры ЦАО и района Хамовники. Хотя, по словам депутата ВМО Хамовники Андрея Воронкова, «работающие на земле» чиновники с большим пониманием относятся к нуждам жителей.
Но они якобы являются заложниками системы, в которой от них мало что зависит.
По словам участников митинга, не многие районы города могут «похвастаться» такой масштабной застройкой, где инвесторы стремятся застолбить буквально каждый свободный сантиметр. Хотя три года назад московское правительство обещало в течение ближайших трех лет полностью прекратить строительство в центре. «Сегодня, спустя это время, мы наблюдаем бездумную, преступную застройку района, которая уничтожает наше наследие и историю», — заявила муниципальный депутат Александра Парушина. По ее словам, сегодня Хамовники «покрываются мертвыми элитными городками, которые используются только для того, чтобы в лучшем случае вложить деньги». «Так изуродована Остоженка, так могут быть изуродованы все остальные кварталы района, где планируются стройки элиток чуть ли не в каждом дворе», — говорит депутат.
Активную застройку района отмечают и девелоперы, правда, оценивают ее с других позиций.
Так, согласно исследованию Kalinka Real Estate Consulting Group, по объему возводимых жилых объектов Хамовники занимают второе место после Арбата среди элитных районов Москвы. В стадии реализации здесь находится семь таких проектов, пишет со ссылкой на исследование агентство «Интерфакс».
При этом инфраструктура во время строительства не продумывается, новые дома подключаются к старым коммуникациям, а их участки захватывают зеленые территории общего пользования, рассказал депутат Воронков. Кроме того, по его мнению, активное подземное строительство не учитывает сложных гидрогеологических условий и возможных последствий для существующей застройки, а контролирующие органы смотрят на все это сквозь пальцы. Результат этого — затопленные подвалы как в новостройках, так и в соседних домах, обрушение конструкций соседних зданий, «якобы охраняемых государством объектов культурного наследия и, что самое страшное, жилых домов».
Так, возле ЖК «Андреевский дом» по 2-й Фрунзенской, 8 постоянно стоит вода, которую никак не могут откачать. А у соседнего дома №36 по Фрунзенской набережной из-за подтопления начала отслаиваться кирпичная кладка. В результате предстроительных работ по возведению гостиничного комплекса началось разрушение дома №15 на Смоленском бульваре — объекта культурного наследия, построенного в 1913 году архитектором Кольбе.
Один из возмущающих жителей района проектов — строительство на месте небольшого здания ресторана «Крымский» по адресу: Комсомольский пр-т, 1 многоэтажного «апарт-отеля» с подземным паркингом.
«Апарт-отель — это жульнически замаскированный под гостиницу элитный жилой комплекс, которому как жилому просто невозможно выделить место для придомовой территории, — это типичная точечная застройка, — утверждает Парушина. — При этом место планируемого строительства расположено на проблемных грунтах русла Москвы-реки над линиями метро».
Кроме того, на 1-й Фрунзенской, 3А начаты работы по бурению 21-й скважины якобы для реставрации памятника конструктивизма — «дома-самолета». «Из документов, предоставленных собственником, выяснилось, что планируется снос здания с последующим строительством офисного центра с подземной парковкой в несколько уровней, — рассказала Парушина. — Вот такая реставрация. Но самое страшное то, что здание размещается на территории, где работали предприятия с говорящими названиями «Изотоп», «Радий» и др.
Никаких сведений о том, что опасные химические и радиоактивные вещества вывезены отсюда после прекращения работы засекреченных лабораторий и исследовательских центров, нет».
Среди других горячих точек участок по адресу: Несвижский пер., 2, где в двух шагах от памятников федерального значения — палат XVII века и Хамовнических казарм — проталкивается строительство многоэтажного комплекса, а также маленький клочок земли внутри плотной исторической застройки по адресу: Б. Могильцевский пер., 9, присмотренный для очередного элитного здания.
«И это только отдельные примеры строительного беспредела. Как видно на карте, у властей Москвы с инвесторами большие планы в нашем районе», — говорит Парушина.
«Апофеозом строительной драмы» районного масштаба Воронков назвал проект планировки территории «Лужников». По его словам, работы на Большой спортивной арене по подготовке к чемпионату мира — вещь понятная. Но под шумок «под этой вывеской запланирована застройка всей остальной территории». Так, небольшое сооружение площадью 89 кв.м на территории бывшего детского спортгородка будет «реконструировано» настолько, что его итоговая площадь составит 10 тыс. кв.м.
Участники митинга приняли резолюцию, в которой потребовали от мэрии прекращения уплотнительной застройки Хамовников, отмены намеченных строек, реставрации и воссоздания утраченного. А от федеральных властей — введения ответственности вплоть до уголовной за несоблюдение градостроительного и земельного законодательства.
По словам муниципального депутата Гагаринского района Елены Русаковой, ситуация в Хамовниках неуникальна. То же самое происходит и в других районах города, просто не везде жители могут «самоорганизоваться для защиты своих интересов». При этом городу, «как социальному организму, эти объекты не нужны», считает она. Это чисто внешние коммерческие проекты, никак не ориентированные на нужды города и лишь еще больше перегружающие транспортную и социальную инфраструктуру.
Более того, власти закрывают глаза на хорошо известные «мошеннические» приемы застройщиков, позволяющие строить жилые апартаменты, называя их гостиницами, утверждает Русакова.
«Сейчас нельзя оформить в центре жилищное строительство, поскольку нет возможности обеспечить для него социальную инфраструктуру, — пояснила Русакова. — При строительстве гостиницы требования к оформлению и самому земельному участку ниже. А затем готовые апартаменты переводятся в жилой фонд. Это откровенно жульнический прием, но его применяют снова и снова».