Конституционный суд признал противоречащим основному закону страны небезусловный и бессрочный запрет на усыновление детей для когда-либо имевших судимость граждан, говорится в обнародованном в пятницу постановлении суда. Это значит, что лица с уголовным прошлым, желающие усыновить ребенка, смогут добиваться права на усыновление через суд. «При этом суд обязан оценить обстоятельства конкретного дела, а также права, интересы и безопасность ребенка», — отмечается в решении суда.
Исключение составят потенциальные усыновители, которые привлекались к ответственности по тяжким и особо тяжким статьям УК, а также за преступления сексуального характера. Для них абсолютный запрет на усыновление сохранится, решили в КС.
Такое решение вынес Конституционный суд, рассмотрев жалобу жителя Архангельской области Сергея Аникиева, которому из-за уголовного преследования не разрешили усыновить ребенка. КС приступил к рассмотрению жалобы 28 ноября 2013 года: Аникиев просил КС признать десятый абзац п. 1 ст. 127 Семейного кодекса, на который опирался суд при отказе ему в усыновлении, несоответствующим Конституции.
В 2012 году Сергей Аникиев обратился в Коряжмский городской суд Архангельской области с заявлением об усыновлении, но ему было отказано. Основанием стало то, что в 2009 году заявитель подвергался уголовному преследованию за «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести». Дело против Аникиева было прекращено в связи с примирением сторон, однако по УПК это не является реабилитирующим основанием.
Адвокат Аникиева Владимир Цвиль в жалобе в КС настаивал, что такая норма закона неконституционна и парадоксальна. Защита указала на следующий абзац той же статьи 127, который дает право стать усыновителями лицам, судимым за тяжкие и особо тяжкие преступления, если судимость была снята или погашена. Аникиев жил с женой и ее двухлетним сыном с мая 2011 года. Он содержал ребенка, занимался его воспитанием и развитием с полуторамесячного возраста. Ребенок называет его папой, а биологический отец дал согласие на усыновление, заявив, что не желает заниматься его воспитанием.
Аникиев привлекался к ответственности не за тяжкое преступление и осужден не был, так что, на его взгляд, такой подход несправедлив.
По мнению заявителя, оспариваемая норма (десятый абзац п. 1 ст. 127 Семейного кодекса) вводит бессрочный и неукоснительный запрет на усыновление. А это, как он утверждал, не соответствует целям социального государства, противоречит обязательствам по поддержке семьи, нарушает право на эффективную правовую защиту и справедливое судебное разбирательство.
В частности, Цвиль настаивал, что от этой нормы закона страдает не только отчим, но и сам ребенок, который государством не считается родным. Кроме того, по словам адвоката, у семейной пары в 2012 году родился второй ребенок и данный отказ в усыновлении может привести к неравноправному положению детей.
В результате в вынесенном в пятницу решении КС постановил, что заявление Аникиева об усыновлении должно быть пересмотрено Коряжмский горсудом с учетом новых разъяснений норм Семейного кодекса.