Число россиян, страдающих от различных форм профессиональных заболеваний, в 2013 году выросло на 0,4% по сравнению с предыдущим и составило около 177 тыс. человек. Такие данные обнародовало Министерство труда и социальной защиты РФ. Ежегодно впервые диагноз профзаболевания устанавливается у 5–6 тыс. человек.
Проверки, проведенные Федеральной службой по труду и занятости в 2013 году, выявили свыше 425 тыс. нарушений условий труда — в среднем по десять в ходе каждой инспекции (на 11% меньше, чем в 2012 году).
Среди этих нарушений: отсутствие оценки условий труда на рабочих местах, необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, допуск к работе людей, не прошедших обучение по вопросам охраны труда.
По данным Минтруда, отмечается рост нарушений, связанных с обеспечением безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования и осуществлением технологических процессов. В итоге госинспекциями труда в регионах приостановлена эксплуатация более тысячи единиц оборудования и производственных участков — почти на треть больше, чем в прошлом году. Неудовлетворительная организация работ, нарушения технологического процесса, а также нарушение дисциплины труда самими работниками приводят к производственному травматизму и гибели людей, отмечают в ведомстве.
В числе «лидеров»: строительные организации (488 погибших), обрабатывающие производства (363), сельское хозяйство (254), добыча полезных ископаемых (160).
Исправлять ситуацию в Минтруде намерены с помощью принятых во всех субъектах РФ региональных и ведомственных целевых программ, направленных на улучшение условий и охраны труда, а также на снижение количества рабочих мест с вредными условиями.
За последние годы было разработано и значительное количество региональных профилактических программ, созданных на основе Федеральной программы развития здравоохранения. По словам медицинских чиновников, эти программы использовали также и опыт западных стран, сумевших значительно снизить показатели смертности на производстве.
Однако попытки их внедрения на российских предприятиях натолкнулись на равнодушие частного сектора. Если на крупных предприятиях еще сохранились структуры медпомощи и профмероприятий советских времен, то средний и малый бизнес полностью отстранился от вопросов здоровья работников.
С этим, в частности, столкнулись при реализации программы профилактики в рабочих коллективах в пилотном регионе — Рязанской области, рассказал «Газете.Ru» замдиректора ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Руслан Линчак. «Чуть более года назад специальным постановлением правительства Рязанской области был одобрен и стартовал пилотный проект подобной программы, — сообщил Линчак. — И мы столкнулись с одной из сложнейших проблем — отсутствием реальных рычагов влияния на руководителей промышленных предприятий и сельского хозяйства, что исходно делало маловероятным внедрение там программы.
Многие госпредприятия трансформировались в ООО, а система цеховой медицины была либо разрушена, либо существенно редуцирована».
По словам эксперта, положительный опыт и обнадеживающие результаты есть только по крупным предприятиям, таким, например, как ОАО «Северсталь», Сбербанк России. «Здесь занимаются профилактикой, созданием адекватных условий на рабочем месте, обеспечением санаторно-курортного лечения, работают социальные программы», — говорит Линчак.
Впрочем, большинство строительных и производственных компаний о санаториях для своих сотрудников не беспокоятся. В том числе и потому, что формально таких работников нет вообще — в основном там трудятся нелегально, отмечают правозащитники. «Нелегальный труд — это очень большая проблема, и не только у нас, но и во всем мире, — считает председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. —
И чем больше обязанностей накладывается на работодателей, тем больше нелегальных работников. И в не меньшей мере, чем трудовых мигрантов, это касается и россиян».
При этом официальная статистика не учитывает ни связанную с тяжелыми условиями труда заболеваемость, ни производственный травматизм не оформленных официально работников, нередко удается скрыть даже случаи гибели нелегалов, отмечает эксперт. Отсюда и столь низкие соответствующие показатели Минтруда.
Не внушают данные Минтруда доверия и профессору Института экономики РАН, специалисту в области социальной политики и уровня жизни населения Людмиле Ржаницыной. «При занятости в 50 млн человек, менее 200 тыс. случаев профессиональных заболеваний — это просто роскошный показатель. Но беда в том, что
сейчас в России нет настоящей системы отслеживания условий труда»,
— считает эксперт.
«В советское время соблюдение условий труда было одним из краеугольных камней социально-трудовой политики, но показатели профзаболеваемости и травматизма были совсем иными, более реальными, — говорит Ржаницына. — Прошу прощения за то, что приходится возвращаться в прошлое, но если брать советскую систему трудовых отношений, то тогда по Трудовому кодексу все должны были иметь свою заводскую медицину. Вы много можете сейчас назвать таких предприятий? Мы уже много лет пытаемся пробить возвращение заводской медицины, в том числе специальной, для женщин.
Но в условиях дикого капитализма все, что связано с благополучием работников, стало очень вторично, а экономия на условиях труда — абсолютно априорное дело».
При этом любые связанные с трудом социальные показатели нельзя рассматривать в отрыве от экономических, напоминает эксперт. Поэтому ожидается еще большее «снижение» числа профзаболеваний и травм в результате новой пенсионной реформы.
Причина заключается во введении дополнительного пятипроцентного тарифа отчислений в пенсионный фонд с зарплаты работников, занятых на тяжелых и вредных производствах и имеющих право на ранний выход на пенсию.
«Для реализации этой нормы надо будет прежде всего провести оценку так называемых спецусловий труда, — пояснила Ржаницына. — То есть оценить качество этих рабочих мест. А в связи с тем, что деньги в нашей стране дороже людей, может получиться, что после введения этого тарифа число занятых на тяжелых и вредных работах будет стремиться к нулю, а показатели профзаболеваемости — только улучшаться».