В Сретенском монастыре, одном из старейших в Москве, с разрешения городских властей в четверг были снесены четыре здания XIX века, исторически входившие в состав монастырского комплекса, сообщили «Газете.Ru» в «Архнадзоре».
На месте снесенных зданий задумано построить новый грандиозный собор в память жертв революции 1917 года.
Как ранее разъяснил ситуацию координатор «Архнадзора» Константин Михайлов в своей заметке для «Газеты.Ru», в 2017 году в монастыре должен быть возведен новый храм Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. По замыслу настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона (Шевкунова) так будет отмечен юбилей революции 1917 года, с которого церковь ведет мартиролог новомучеников.
В «Альбоме предпроектных материалов» к строительству собора говорится, что общая площадь этого здания составит более 10 тыс. кв. м, размеры — 39,5х35 м. Храм будет иметь два подземных и семь надземных этажей. Два подземных этажа отведут под автостоянку на 90 машин, рампы-выезды и технические помещения.
«Ничуть не протестуя против строительства собора, тем более что он строится во имя такой важной и высокой идеи, как увековечивание памяти российских новомучеников XX столетия, я не могу не сказать, что место для его строительства выбрано крайне неудачно», — заявил «Газете.Ru» координатор «Архнадзора» Константин Михайлов.
По его словам, выбор этого места противоречит законодательству.
«В зону строительства собора попадает утвержденная территория объекта культурного наследия, на которой вообще строить нельзя, и территория охранной зоны.
На ней возможно только восстановление утраченных элементов исторической среды. Более того, все это привело к уничтожению четырех исторических зданий, входивших в комплекс монастыря», — сказал Михайлов.
В последний раз на территории Сретенского монастыря сносили здания в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Тогда большевики снесли три древних храма и колокольню.
«Нынешние преобразователи, к сожалению, продолжили дело большевиков. Можно сказать, что это делается с другой, высокой целью, но те, кто ломал монастырские здания в 1929 году, тоже руководствовались целями, которые им казались высокими.
И результат, к сожалению, тоже схожий. Мы потеряли целую горсть зданий исторической Москвы», — констатировал координатор «Архнадзора».
По его словам, совсем недавно на сайте Мосгорнаследия эти здания были обозначены как «ценные градоформирующие объекты», подлежавшие сохранению.
«Затем они вдруг в одночасье потеряли этот статус, чтобы не мешать их сносу. Все в лучших традициях: сначала принимается решение, потом оно начинает обсуждаться», — отметил градозащитник.
При этом другие варианты места для размещения собора всерьез не рассматривались, подчеркнул Михайлов. «Предлагались самые разные варианты: и участок, примыкавший с западной стороны к территории, занятый какими-то абсолютно бросовыми двухэтажными гаражами, и другие участки — все это можно было обсуждать. При желании решение, которое бы позволило и увековечить память новомучеников, и сохранить историческую среду Москвы в этом квартале, можно было бы найти, если бы его хотели найти все стороны. Я не могу расценить это иначе как варварство, потому что, когда сносят монастырские подлинные постройки в Москве 2013 года, у меня другого слова для подобных операций нет», — не скрывал возмущения координатор «Архнадзора».
Открытый конкурс на проект нового собора провели в 2012 году, а 13 ноября 2013 года градостроительная комиссия при правительстве Москвы одобрила строительство храма и утвердила снос шести зданий, относящихся к монастырю. Тогда же заммэра по вопросам строительства Марат Хуснуллин сказал журналистам, что отведенные под снос монастырские постройки не представляют серьезной исторической ценности: «Если снесем подстанции и давно перестроенные здания, а построим храм за счет спонсора, ничего страшного не произойдет», — высказал уверенность заместитель столичного градоначальника.