В Москве стартовал снегоуборочный сезон. По традиции в это время заммэра по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков приглашает журналистов на «тематическую» встречу.
Нынешняя началась с обзора прессы. «Я только что прочитал материал о том, что на северо-востоке города, недалеко от парка, будет строиться городок для работников ГБУ (государственное бюджетное учреждение) «Жилищник» с площадками для отстоя техники и что жители против, — рассказал он. –
Так вот у меня предложение к тем, кто против: приходите в «Жилищник» убирать улицы.
Зарплата выросла вдвое, условия для отдыха (бытовки и проч.) обеспечены, соцпакет прекрасный. Только вот желающих нет, поэтому и приглашаем жителей из других регионов. И где им жить — в подвалах? Мы должны создать людям, которые приезжают к нам убирать улицы, минимальный комфорт».
По словам заммэра, пока еще «Жилищник» не построил ни одного общежития, идет процедура землеотвода.
Но в тех девяти экспериментальных городских районах, где начало работать учреждение, качество уборки и эксплуатации жилого фонда заметно выросло.
Другая замеченная заместителем мэра публикация касалась вечной темы — реагентов, конкретно факта их разбрасывания прямо с грузовика у станции метро. «В семье не без урода, — прокомментировал Бирюков поведение героев сюжета. — Все, кто был к этому причастен, понесли наказание. И сами работники с улицы Стахановской, и их руководство».
Что касается самих реагентов, то на сегодняшний день московскими властями выбраны оптимальные и менять их в ближайшее время не планируется,
рассказал Бирюков. В этом году закуплены те же материалы, что и в прошлые годы. Это реагенты на основе хлористого кальция с другими хлоридами — натрия и калия. А также мраморный щебень (карбонат кальция), используемая на тротуарах соль муравьиной кислоты (формиат натрия) и отдельно пищевая соль (хлорид натрия). Общий вес закупленных реагентов составляет почти 300 тыс. тонн.
«Была попытка навязать нам волгоградский бишофит (хлористый магний, имеющий тенденцию к накоплению в почве и воде аниона магния, что опасно для растений и почвы. — «Газета.Ru»), но он не прошел экспертизу, и мы не включили этот реагент в торги, — рассказал заммэра. — Что касается радиологически опасного СБГ, то он был запрещен еще в 2007 году. Мы списали все имевшиеся у нас запасы и передали на утилизацию специализированному предприятию. В городе СБГ сейчас нет».
Применение разных видов реагентов требуют отработанные технологии зимней уборки,
пояснил Бирюков. При снегопаде и температуре около ноля используются твердые реагенты, до минус семи градусов — жидкие, при более сильных морозах и снеге — комбинированные.
Тема применения реагентов поднимается в столице ежегодно.
В мэрии утверждают, что применение реагентов не оказывает вредного влияния на качество почвы. Горожане же жалуются, что химические вещества обжигают лапы домашним питомцам, портят обувь и автомобильные шины, а под воздействием испарений реагентов обостряется аллергия.
Экологи заявляют о катастрофическом загрязнении почвы и общем вредном влиянии на окружающую среду.
Однако последние годы больше критикуют не химический состав, а несоблюдение порядка применения реагентов, каждый из которых должен использоваться в строго определенном количестве. По словам экологов, экспертные заключения выдаются на конкретную дозировку реагента, и ее превышение неприемлемо. Но главы управ на это не обращают внимания. Они отвечают за гололед и связанные с ним несчастные случаи, но не отвечают за загрязнение почв — вот и используются реагенты в неограниченном количестве. Поэтому в разгар зимы надо контролировать не состав реагентов, а их количество.
Этой зимой реагенты не будут сыпать «на глазок» ни на магистралях, ни во дворах, заверил Бирюков.
По его словам, вся техника оснащена дозаторами. А у дворников есть специальные тележки-дозаторы, позволяющие распределять загруженные туда 20 кг реагента строго по норме — 20 граммов на квадратный метр тротуара.
«И если вы видите, что реагенты разбрасывают просто так, жалуйтесь. Мы вас поблагодарим и примем меры», — обратился Бирюков к горожанам.
Среди новаций этого года оборудование всей снегоуборочной техники аппаратурой системы ГЛОНАСС,
рассказал Бирюков. Это касается не только техники дорожных предприятий, но и той, которая будет привлечена на временной основе у частных компаний, — везде будут установлены переносные датчики. Информация с датчиков поступает в специальный мониторинговый центр при департаменте ЖКХ. Это позволит контролировать уборку 102 млн квадратных метров дорог в Москве.
Кроме того, с 1 декабря введена новая система расчетов за уборку снега.
Выплаты подрядным организациям будут производиться в соответствии с показателями приборов ГЛОНАСС.
«Вот сколько времени работала техника — столько и будет оплачено», — пояснил Бирюков. По его словам, такой подход должен дать больший эффект, чем применяемые в прошлые годы штрафы за невыполненные работы.
Средства малой механизации системой ГЛОНАСС пока не оборудованы, за ними по-прежнему будут следить установленные во дворах видеокамеры (всего во дворах, на магистралях и местах массового скопления людей установлено 130 видеокамер).
Что до общего числа снегоуборочных машин, то, по словам Бирюкова,
в сильные снегопады в Москве готовы выйти на уборку улиц не менее 14,7 тыс. единиц техники.
Из них 7,5 тыс. — техника дорожно-эксплуатационных служб, около 3 тыс. — техника городских служб топливно-энергетического хозяйства и других, не относящихся к дорожному хозяйству, подразделений ЖКХ. И еще 4–4,5 тыс. самосвалов предоставят строительные и другие частные компании.
Этой зимой в городе будет работать 146 мобильных и 56 стационарных снеготаялок. Ситуация прошлых лет подтолкнула город увеличить их мощности, рассказал Бирюков.
Нынешняя зима тоже обещает быть снежной.
По словам заммэра, с начала зимы в Москве выпал уже 31 см снега. Он быстро растаял, но дальше подарков от погоды коммунальщики не ждут. Уже до конца этой недели установится стабильная минусовая температура, и ожидается еще до 17 см снега — это много, сокрушается Бирюков. Продолжатся снегопады, по прогнозам синоптиков, и в выходные, а средняя суточная температура опустится на 4 градуса ниже нормы.
Горожане, впрочем, героических усилий властей, как обычно, не замечают и с благодарностями не спешат. Блогосфера заполнена выразительными иллюстрациями по теме зимнего содержания города и едкими комментариями к ним.
Сами же столичные власти никаких особых неприятностей от нынешней зимы не ждут. Да и прошлогодние, по словам Бирюкова, были несколько преувеличены. Так, по его словам, за последние три года не было зафиксировано ни одного случая травмирования от падения сосулек. Этого удалось достичь благодаря нормам, предписывающим в течение трех суток почистить снег с крыши, чтобы при подтаивании не было наледи и образования сосулек. В городе примерно 14 тыс. зданий с двускатными крышами, на их очистке работают 4,5 тыс. бригад численностью по три человека, рассказал заместитель московского градоначальника.
В мэрии отказываются верить горожанам, утверждающим, что на них упала снежная глыба с крыши или они поскользнулись на гололеде.
По словам Бирюкова, зимняя статистика департамента здравоохранения пока не слишком отличается от летней, а в качестве причины травмы люди указывают в травмпунктах гололед для того, чтобы получить больничный. Зачастую, жалуясь на упавшую с крыши сосульку, люди не могут назвать конкретного адреса места, где это произошло, отметил чиновник.
А чтобы люди могли рассмотреть эти адреса и вообще не поскальзывались на ровном месте, для зимней подсветки мэрия закупила около 4 тыс. километров светодиодных ламп.
«Особый режим подсветки будет действовать с ноября по апрель, — рассказал Бирюков. — Мы в этом году сделали подсветку примерно на 500 жилых домах по Бульварному, Садовому кольцу, на вылетных магистралях. А также закупили гирлянды светодиодных ламп.
Так что в темные зимние вечера столицу будут освещать даже деревья».
Подсветка появится до 15 декабря на примерно 12 тыс. деревьев.
Что до Новой Москвы, то здесь подсветка появилась практически во всех населенных пунктах, через которые проходят магистрали, а также во дворах школ, детсадов и возле поликлиник. Закупленные городом светодиодные гирлянды производятся в Китае, рассказал Бирюков. «Тридцать заводов в сутки делают примерно 10 километров, 3,7 тыс. мы уже у них забрали. И фактически сейчас обрушили рынки любителям такой красоты в Европе — французам и австрийцам», — пошутил заммэра.