Британский журнал The Times Higher Education опубликовал рейтинг вузов стран с развивающейся экономикой. Среди них два российских: МГУ им. Ломоносова замыкает десятку лучших вузов БРИКС с результатом 41,4 балла, а Санкт-Петербургский государственный университет находится на 67-й строчке (23,7 балла).
Россия заняла только две позиции из 100, уступив двум бывшим соцстранам — Польше и Чехии, уточняют составители рейтинга.
Вузы последних двух стран заняли соответственно четвертую и третью строчки в топ-100. В первой десятке МГУ обогнали четыре китайских университета, три турецких и по одному из ЮАР и Тайваня.
Абсолютным лидером рейтинга, согласно исследованию, с результатом 44 позиции из 100 является Китай. Вузы этой страны занимают первые два места. По словам редактора рейтинга Times Higher Education Фила Бэйти, доминирование Китая свидетельствует о результатах политики, ставящей в центр экономической стратегии развитие выдающихся исследований и высшего образования.
«Россия находится в депрессии», — цитирует британское издание профессора Института образования Лондонского университета Саймона Марджинсона.
По его словам, система российских вузов замкнута внутри себя. Кроме того, на рейтинг влияет тот факт, что публикация научных работ на русском языке затрудняет распространение российских исследований в остальном мире.
Рейтинги университетов, публикуемые The Times Higher Education (THE), считаются одними из наиболее влиятельных, наряду с Quacquarelli Symonds World University Rankings и Академическим рейтингом университетов мира (ARWU). Times Higher Education составляла свои рейтинги с 2004 года, сначала — в партнерстве с Quacquarelli Symonds (международная компания, занимающаяся обучением студентов и аспирантов из разных стран за рубежом. — «Газета.Ru»). В 2010 году ТНЕ прекратил сотрудничество с QS и создал новую методологию рейтинга вузов вместе с агентством Thomson Reuters. Теперь рейтинги составляются в значительной степени на основе данных о цитируемости, предоставленных Reuters.
Нынешняя методология THE учитывает 13 отдельных показателей, сгруппированных по пяти категориям:
преподавание (репутация и звания преподавателей) — 30% от окончательной оценки, исследования (репутация исследований) — 30%, цитируемость (влияние исследований) — 32,5%, международное сотрудничество (наличие иностранных студентов и преподавателей) — 5%, доходность — 2,5%.
В прошлом году, когда российские вузы во второй раз подряд не вошли в основной рейтинг THE — 200 лучших университетов планеты (включая университеты развитых стран) на 2012–2013 год, редактор Фил Бэйти успокаивающе заявил, что у МГУ «неплохие перспективы» попасть в топ-200 в следующем году.
Владимир Путин поручил Минобрнауки разработать критерии для создания российского национального рейтинга ведущих мировых и отечественных университетов.
Министр образования и науки России Дмитрий Ливанов тогда пообещал, что вскоре ситуация с непопаданием российских вузов в международные рейтинги должна измениться. «В рамках развития международной конкурентоспособности российских вузов к 2020 году не менее пяти учебных заведений должны присутствовать в первой сотне ведущих международных рейтингов», — отметил министр.
В июле текущего года были определены 15 вузов, которые получат субсидию на реализацию программ для попадания в топ-100 международных образовательных рейтингов.
Четыре учебных заведения из Москвы и 11 из других регионов должны получить в сумме в этом году 9 млрд руб. В ближайшее время каждому из них выделят около 600 млн руб.
«Если бы нас спросили, ответили бы: маловероятно, что подобный проект преуспеет, — оценила перспективы правительственной программы региональный директор компании Quacquarelli Symonds Зоя Зайцева. — При планомерной работе — такой, какую провели южнокорейские вузы, например, думаю, российским университетам понадобится 10—15 лет при условии хорошего финансирования».
Ректор МГУ Виктор Садовничий еще во вторник в очередной раз заявил, что недоволен существующей системой рейтингов ведущих мировых вузов. «Практически все известные международные рейтинги ориентируются на англосаксонскую модель образования и не отражают специфику нашей системы, достижения которой признаны во всем мире», — отметил ректор во время своего выступления 3 декабря на заседании наблюдательного совета МГУ. По его словам, места, которые занимают российские вузы, явно не соответствуют реальному положению дел.
«Кроме того, образование в ряде стран — это весьма прибыльный бизнес, и рейтинги также являются отраслью этого бизнеса», — убежден Садовничий.
Он напомнил, что рейтинговое агентство «Эксперт» разработало рейтинг, в котором соблюден альтернативный подход к оценке вузов — по востребованности их выпускников 30 ведущими международными компаниями. «МГУ занял 47-е место, а такие признанные лидеры западных рейтинговых гонок, как Стэнфорд, MIT, опустились в четвертый десяток, а Калифорнийский институт технологий, который всегда на первом месте, занял 212-е место», — подчеркнул Садовничий.