В Ленинском райсуде Екатеринбурга, где рассматривается уголовное дело бывшего директора и шеф-редактора интернет-издания Ura.ru Аксаны Пановой, в четверг все ожидали появления главы Екатеринбурга Евгения Ройзмана. Он был вызван для допроса в качестве свидетеля защиты. Однако скандал случился еще до его приезда.
«Ваша честь, — обратился гособвинитель Георгий Паникаров к судье с неожиданным для всех ходатайством. — Полагаю, что в ходе судебного следствия изменились основания для избрания в отношении Пановой меры пресечения в виде подписки о невыезде на более строгую, в виде содержания под стражей!»
Основанием для этого ходатайства стал репортаж с прошлого заседания суда, опубликованный в возглавляемой Пановой интернет-газете Znak.com. В нем журналисты раскрыли личности засекреченных свидетелей обвинения, дававших в тот день показания. Кроме того, на сайте издания выложили их фотографии.
«Неизвестными личностями у здания суда совершены действия по разглашению личностей свидетелей. В частности, сфотографированы свидетели, их лица, автомобиль», — зачитал ходатайство Паникаров.
«Если вам будет удобно, чтобы я сидела в той клетке, то посадите меня туда, — ответила Панова, отвечая на ходатайство прокурора.
— Вчера Екатеринбург проиграл «Экспо-2020». Все СМИ, в том числе международные, выдали информацию о нашем с вами процессе. Они сказали, что сейчас в Екатеринбурге проходит средневековая расправа над женщиной. Засекреченная тайная комната. Бегают свидетели с тряпками на головах. Какое нам «Экспо-2020»…»
Выступление обвиняемой прервал судья: «Вы по ходатайству выскажитесь. А не о проведении «Экспо-2020»!»
«Я отрицательно отношусь к этому ходатайству, но понимаю мотивы прокурора и что им движет!»
— закончила Панова и вернулась на свое место.
После этого судья объявил перерыв для принятия решения. Судье для ответа на ходатайство потребовалось больше часа. Наконец процесс возобновился.
«Стороной обвинения не представлено сведений о том, что Пановой совершены те действия, которые, по мнению гособвинителя, могут препятствовать производству по уголовному делу, — резюмировал судья. — По мнению суда, в настоящее время отсутствуют какие-либо основания для изменения ранее избранной меры пресечения. В связи с чем заявленное ходатайство гособвинителя удовлетворению не подлежит».
После этих слов Панова и ее сторонники разразились аплодисментами. Однако после оглашения ходатайства, уже с места, судья объявил о том, что в ходе освещения заседаний представители СМИ злоупотребили своими правами и поэтому он принял решение ограничить посещение ими процессов.
Отныне и до начала процедуры прений зал заседаний могут посещать только пишущие представители прессы.
Фотокорреспондентов и видеооператоров судья попросил покинуть зал.
Лишь после этого в зал вызвали Евгения Ройзмана. Он подробно рассказал о том, как Панова продала Ura.ru австрийской компании BF TEN, аффилированной с бизнесом близких к свердловскому губернатору Евгению Кувайшеву предпринимателей Артема Бикова и Алексея Боброва.
«Потом, весной 2012 года, случилась громкая история со взяткой на «Таганском ряду», задержали милиционера Рахманова, — рассказал Ройзман. —
Панова стала об этом писать. Сразу начались звонки: «Зачем вы это пишете, не надо». А что значит — не надо?
Аксана вошла в этот конфликт в силу служебного долга. У Аксаны случилась поучительная история: адвокат Колоссовский договорился с представителем ОБЭП по Свердловской области, в том числе с Курачом.
Они встречались в ресторане Paparazzi, ей предложили: ты не пишешь про фонд «Город без наркотиков», не пишешь про Ройзмана и пишешь о полиции только позитивно. Ей предложили большие деньги.
Она сказала: «Вы что, мне полиция будет платить деньги? Потом «скорая», потом пожарные? А когда будет нужно, никто помочь не приедет».
И потом все это началось — обыски, штурм в офисе. Аксана в это время была в Азербайджане. Бобров просил меня сделать так, чтобы она не вернулась из-за границы. Бобров говорил, что губернатор сошел с ума, требует крови».
«Почему у губернатора испортились отношения с Пановой?» — поинтересовался гособвинитель.
«Губернатор начал откровенно ухаживать за Аксаной, приглашал ее везде с собой.
Она про него писала, его это задевало. Потом случилась нашумевшая рекламная кампания с портретами на дорогах (в ее рамках активисты рисовали портреты чиновников на месте дорожных выбоин. — «Газета.Ru»). Якоб и Порунов вообще не отреагировали, а Куйвашева это взорвало. И потом начался конфликт», — пояснил Ройзман.
Затем выступили другие свидетели стороны защиты обвиняемой, и на этом заседание завершилось. Следующее состоится 3 декабря, на нем будет допрошена сама Панова.
Напомним, что шеф-редактора Znak.com (ранее возглавляла Ura.ru) Аксану Панову обвиняют в мошенничестве, вымогательстве и злоупотреблении служебными полномочиями: по версии следователей, она обналичила со счета агентства и присвоила 12 млн руб., а также вымогала у бизнесменов деньги в обмен на отказ от публикации негативной информации об их деятельности. По предъявленным статьям ей грозит до 15 лет лишения свободы. Панова называет дело против себя сфабрикованным и политически мотивированным.