В московскую квартиру координатора движения «В защиту Хопра», отстаивающего государственный заповедник и черноземные земли у реки Хопер в Воронежской области, нагрянули с обыском. Об этом сам Константин Рубахин сообщил «Газете.Ru» в четверг по телефону.
«Последние новости: в квартире, где я останавливаюсь в Москве, идет обыск. Мне только что сообщили об этом по телефону хозяева квартиры. На каком основании проводят обыск, не знаю. Буду думать, что делать дальше, искать адвоката»,
— сказал координатор движения корреспонденту «Газеты.Ru» в четверг в 18.30.
Накануне, как рассказал Рубахин, активистам стало известно об аресте члена движения Игоря Житенева. Квартиру Житинева обыскали якобы в рамках дела, возбужденного по ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство). «Но это бред. Просто не смогли ничего другого нарыть», — недоумевает он.
По словам активиста, знакомого с Житеневым и пожелавшего остаться неизвестным,
26 ноября в Борисоглебске задержали в общей сложности трех человек: Житенева, а также экоактивистов Михаила Безменского и Галину Чибирякову, которые несколько месяцев назад официально заявили о своем выходе из движения.
Подробности задержания неизвестны, однако, по словам собеседника «Газеты.Ru», Житенева якобы задержали при передаче денег, «обещали даже видео по телевизору показать».
«Безменского и Чибирякову отпустили, мы с ними больше не связывались: они сами просили этого не делать, сказали, что сотрудничают со следствием. Где Игорек, не знаем. Говорят, что в Москву повезли», — отметил активист.
По словам знакомого Житенева, тот известен среди экоактивистов как атаман казачества Новохоперска, но недавно отказался от атаманства по состоянию здоровья после очередной протестной акции: «Ему 13 мая по голове сильно ударили, он приболел…»
В пресс-центре МВД «Газете.Ru» подтвердили информацию о задержаниях активистов в Воронежской области, но не смогли дать какую-либо информацию, сославшись на интересы следствия. Отказались комментировать информацию об обысках и задержаниях и в ГУ МВД России по Воронежской области.
«Я вчера пришел к Житеневым: заволновался, почему Оксана (жена Игоря Житенева) трубку не берет, а там обыск. Уйти мне оттуда уже не дали. Сотрудники органов ничего толком не объясняли, представились Центральным аппаратом МВД России, назвали ст. 163 УК, у кого вымогал - не знаем, какую сумму — тоже. Комментировать тяжело, когда ничего не знаешь. Могу сказать, что при обыске сотрудники правоохранительных органов вели себя корректно и не нашли ничего — ни наркотиков, ни оружия, ни денег. Забрали только бумаги — агитационные листовки, но таких и у меня полно, это обычное дело, — пояснил собеседник «Газеты. Ru».
«Вчера же Безменский как ни в чем не бывало позвонил мне и спокойным голосом предложил встретиться в гостинице «Ленинградская» в Москве. Я приехал в гостиницу, никого там не встретил: видно, у них там произошла какая-то заминка, — рассказывает уже Рубахин. — Узнал об обысках и задержаниях и ушел оттуда. У дома в Москве, где я остановился, уже дежурили сотрудники правоохранительных органов. Журналистка, поднявшись на 16-й этаж, увидела там пару человек в штатском. Сейчас я пытаюсь придать этому делу максимальную огласку, привлечь внимание депутатов и правозащитников. Я связывался с главой СПЧ Михаилом Федотовым — он сейчас не в Москве, но мы передали ему необходимые документы. Кроме того, связались с Сергеем Цыпленковым (член СПЧ и глава российского отделения Greenpeace. — «Газета.Ru»)».
По мнению координатора движения, обыски и задержания экоактивистов могут быть попыткой компрометировать экологическое движение Прихоперья,
а пожелавший остаться неизвестным участник движения предположил, что происходящее может быть как-то связано с Уральской горно-металлургической компанией (УГМК), с которой воюют активисты.
До этого Рубахин говорил, что действия правоохранительных органов могут быть связаны с ущербом, нанесенным технике Уральской горно-металлургической компании во время акции против горных работ в Прихоперье 22 июня.
Участники движения также напомнили о событиях 18 ноября, когда они в очередной раз не допустили начала горных работ на Еланском месторождении в Новохоперском районе. На поле установили эколагерь, участники которого заявили о недопустимости начала реализации принадлежащей структуре УГМК лицензии по доразведке и освоению Еланского и Елкинского медно-кобальтово-никелевых месторождений.
Как напоминают активисты, в конце 2011 года было принято решение о доразведке и разработке Еланского и Елкинского месторождений, содержащих никель, медь, кобальт, серебро, платину и золото. В мае 2012 года прошел конкурс, на котором победил Медногорский медно-серный комбинат, принадлежащий Уральской горно-металлургической компании. Активисты сообщают, что местные жители настроены категорически против разработок и регулярно выходят на митинги протеста. По инициативе движения «В защиту Хопра» проводились опросы общественного мнения и исследования по этому вопросу. В частности, по данным Института социологии РАН, 98% населения Новохопреского района считают опасным проект по добыче никеля и других металлов в Прихоперье, при этом треть опрошенных готова к радикальным мерам для защиты своей земли.