У каждого пятого вуза Министерство образования и науки нашло признаки неэффективности. На сегодняшний день они обнаружены у 18,4% головных вузов и 20,4% филиалов. Доля негосударственных вузов, имеющих «признаки неэффективности», составляет более 35%, государственных — 7,5%.
«Хочу особо обратить внимание, что образовательные организации, которые попали в этот предварительный список, имеют реальные шансы выйти из него и впоследствии быть признаны эффективными, — заявил Дмитрий Ливанов.
— Для этого есть и реальный инструментарий, который будет использовать Министерство образования и науки при проведении дальнейших этапов мониторинга».
Около 11,5% головных российских вузов не представили в Минобрнауки необходимые сведения. По ним информация была направлена в Рособрнадзор, который должен провести внеплановые проверки этих учебных заведений, а также в Генпрокуратуру с просьбой рассмотреть вопрос о нарушении федерального законодательства. В свою очередь Рособрнадзор попросил выделить дополнительные средства, поскольку увеличится количество контрольно-надзорных мероприятий.
Вторым этапом оценки эффективности вузов будет заседание рабочих групп, которые до 23 ноября предложат межведомственной комиссии рассмотреть вопрос о признании соответствующих университетов, академий и институтов неэффективными. В свою очередь, некоторые из этих вузов могут быть отнесены к тем, которые потребуют оптимизации или реорганизации. Предполагается, что такая реорганизация будет проходить путем присоединения к другим, более сильным высшим учебным заведениям, а филиалы будут просто закрываться.
В нынешнем мониторинге крупных вузов вроде МАРХИ, МАИ, РГГУ, которые попали в список неэффективных в прошлогоднем первом мониторинге, не оказалось, поскольку были пересмотрены критерии признания вузов неэффективными.
В Москве оказалось пять государственных вузов с признаками неэффективности — Российская академия правосудия, Госакадемия славянской культуры, Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Российский госуниверситет инновационных технологий и предпринимательства и Московский институт открытого образования.
Кроме того, в столице работают 48 негосударственных высших учебных заведений с признаками неэффективности. Напомним, что негосударственные вузы приняли участие в мониторинге впервые. Кроме того, 70 московских вузов не предоставили информацию для проведения мониторинга.
В Санкт-Петербурге признаки неэффективности выявлены у Санкт-Петербургского государственного технологического университета растительных полимеров и Санкт-Петербургского госинститута психологии соцработы, а также у десяти негосударственных вузов. В свою очередь, 14 высших учебных заведений не предоставили информацию Минобрнауки.
В Московской области есть четыре негосударственных вуза с признаками неэффективности и 24 филиала, среди которых четыре филиала государственных вузов. В Ленинградской области нет государственных вузов с признаками неэффективности, но есть девять филиалов, среди которых четыре филиала государственных вузов.
Есть регионы, в которых вообще не оказалось вузов с признаками неэффективности — как государственных, так и негосударственных. Среди таковых оказались Брянская, Владимирская и Воронежская области.
В Центральном федеральном округе признаками неэффективности обладают 13 учебных заведений, в том числе Калужский госуниверситет им. Циолковского, Костромской госуниверситет имени Н.А. Некрасова, Курская государственная сельхозакадемия им. И.И. Иванова, Рязанский госуниверситет им. Есенина и Современный технический институт. В Северо-Западном федеральном округе признаки неэффективности выявлены в Институте управления и Северном институте предпринимательства в Архангельской области, Международном институте бизнес-образования в Мурманской области, в Калининградском институте управления.
В Приволжском федеральном округе признаки неэффективности имеет 21 вуз,
в том числе Пермский институт муниципального управления, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфимский госуниверситет экономики и сервиса, Альметьевский госинститут муниципальной службы, Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт, Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чувашский государственный институт культуры и искусств и другие.
В Южном федеральном округе неэффективными могут признать 14 вузов,
среди которых Новочеркасская государственная мелиоративная академия, Волгоградский государственный институт искусств и культуры, а также негосударственные вузы. В Северо-Кавказском федеральном округе 12 подобных вузов. В их число вошли Кабардино-Балкарская государственная сельхозакадемия имени В.М. Кокова, Чеченский государственный педагогический институт, Дагестанский государственный педагогический университет и другие. В Уральском федеральном округе признаки неэффективности есть у трех вузов, причем только у одного государственного — Челябинского педагогического университета.
В Сибирском федеральном округе с признаками неэффективности работают десять вузов. Среди них — Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина, Новосибирская государственная архитектурно-художественная академия и т.д. На Дальнем Востоке признаки неэффективности есть у пяти вузов, причем все они — государственные: Амурский госуниверситет, Камчатский госуниверситет им. В. Беринга, Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Арктический государственный институт искусств и культуры в Якутии, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.
Среди вузов, которые признаны неэффективными, большую часть составляют государственные педагогические вузы. Таковые обнаружены в Челябинске, в Барнауле, Махачкале, Грозном, Глазове, Чебоксарах, Уфе, Ульяновске.
Всего в этом году в мониторинге эффективности приняли участие 1054 вуза и филиала, в том числе 480 негосударственных. Не предоставили информацию для мониторинга 108 высших учебных заведений, а также 14 вузов не предоставили объяснения в расхождении данных.
Эффективность деятельности, согласно новым правилам, оценивается на основе 50 показателей, из которых шесть используются для базовой группы вузов. Остальные применяются для оценки филиалов и специфических вузов. С этого года учебные заведения разделены на шесть групп с ярко выраженной спецификой деятельности — военные, медицинские, сельскохозяйственные, творческие, спортивные и транспортные.
Основные шесть показателей, по которым в этом году оценивается деятельность вузов, следующие: средний балл ЕГЭ зачисленных абитуриентов, объем средств, направленных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в расчете на одного педагогического работника, доля иностранных студентов (в том числе из стран СНГ), доходы в расчете на одного педагогического работника, общая площадь учебно-научных помещений и инфраструктура в расчете на одного студента, а также трудоустройство выпускников. Чтобы вуз был признан эффективным, он должен выполнить три из шести требований.