В последние дни октября в столице Катара Дохе прошел пятый Всемирный инновационный саммит в сфере образования (WISE 2013). Для обсуждения вечных вопросов — как учить и чему учить — собрались ведущие эксперты из сферы образования, политики, общественные деятели и представители корпоративного сектора более чем из 100 стран мира. Авторы шести лучших проектов, участвовавших в течение года в конкурсе WISE Awards, получили награды из рук спецпосланника ЮНЕСКО по образованию, супруги бывшего эмира Катара шейхи Мозы бинт Насер.
Как показал саммит, актуальные для России вопросы волнуют весь мир: главными темами обсуждения стали все более увеличивающийся разрыв между подготовкой специалистов и тем, что требуется работодателям, и необходимость приблизить обучение к жизни. А также извечные проблемы нехватки инвестиций в образование и недооцененности самих педагогов.
О том, что у выпускников высшей школы нет практических знаний, опыта, критического мышления и творческого подхода, а сами они разочарованы своими бесполезными дипломами, говорили и еврокомиссар по вопросам образования, молодежи и культуры Андрулла Вассилиу, и представитель крупнейшей IТ-компании из Азии, и ректор университета из ЮАР. Это вынуждает предприятия тратить время и средства на повторное обучение молодых специалистов. А заодно является одной из причин растущего уровня безработицы среди молодежи.
Лучшим на сегодняшний день решением этой проблемы жюри саммита признало британский проект Studio Schools, представляющий собой партнерство между учебными заведениями и местными работодателями.
Смысл партнерства заключается в том, что разрабатываемая совместно с представителями бизнеса, экспертами сферы образования и самими учащимися программа обучения позволяет выпускникам сразу же приступить к полноценной работе. Во время учебы студентам предоставляется наставник — представитель выбранной ими компании, — они изучают рабочий процесс непосредственно на производстве и создают проекты, базируясь на полученном практическом опыте.
Еще один финалист WISE Awards 2013 — чилийский проект Elige Educar по повышению статуса педагогической профессии.
Авторы проекта поставили перед собой цель переломить очень схожую с российской ситуацию, при которой низкооплачиваемая работа учителя давно перестала быть престижной.
Также он призван привлечь талантливых студентов в педагогические вузы, изменив отношение к преподавателям. В рамках проекта удалось задействовать прессу, госаппарат и сами университеты, была организована широкая кампания в СМИ, организованы масштабные курсы повышения квалификации для преподавателей, увеличены студенческие стипендии.
Лауреатом премии за выдающийся вклад мирового масштаба в образование WISE Prize 2013 стала колумбийка Викки Колберт. Созданная ею более 30 лет назад для улучшения качества образования в непривилегированных школах педагогическая модель «Новая школа» доказала свою эффективность в Колумбии и за ее пределами. И была признана ООН и Всемирным банком как одна из самых успешных государственных реформ в развивающихся странах.
Начав с малого — объединения опытных сельских учителей для выработки эффективной методики образования, — «Новая школа» дошла до реформы образования. По словам председателя WISE шейха Абдуллы бин Али аль-Тани на церемонии вручения премии WISE Prize 2013, разработки Викки Колберт «внесли огромный вклад в образование, значительно увеличив возможности для получения доступного и качественного образования наименее привилегированными слоями населения».
Как рассказала Колберт «Газете.Ru», основанная ею модель не требует больших финансовых затрат и при этом позволяет существенно поднять успеваемость и дисциплину учеников, а также самоуважение учителя.
«Это реформа психологической модели, — считает лауреат WISE Prize 2013. — Мир за последние десятилетия очень изменился, при этом образование и преподавание практически единственная сфера, которую не затрагивают перемены. Мы предложили с помощью простых инструментов полностью поменять традиционную систему преподавания, не затрагивая содержание образования.
Роль учителя в XXI веке — не просто передавать информацию, а быть модератором, посредником между учеником и окружающим миром. А его главная цель — научить тому, чему не учат компьютеры, — находить информацию, проявлять инициативу и работать в команде.
Основные принципы — приоритет интересов ученика, его активное участие в образовательном процессе, развивающая гражданскую позицию работа на равных в небольшой группе. И ключевой момент — все, что изучает ребенок, должно также быть интересно и применяться в его семье».
Предложенные Колберт базовые вещи могут быть адаптированы в любой стране, считает представитель Катарского фонда развития образования ирландец Роберт Бакстер. «WISE изначально задумывался как площадка для обмена опытом, чтобы представители одних стран брали на вооружение лучшие теории и практики других, а политики видели, какими средствами достигаеются успех и благополучие нации, — рассказал Бакстер «Газете.Ru». —
Так, если еще 20–30 лет назад основой обучения было повторение и заучивание наизусть, то для нашего времени такие способы не годятся. Нужны аналитические подходы, умение общаться с людьми из других стран и культур.
И ни в коем случае нельзя забывать об учителе — самом важном звене в образовании. На конкретных примерах можно видеть связь межу условиями работы учителей и уровнем образования населения и экономическими успехами страны».
По словам представителя российской делегации, ректора Тюменского института развития регионального образования Ольги Ройтблат, WISE — это «глобализация в действии». «Мы увидели, что весь мир волнуют одни и те же проблемы, — рассказала Ройтблат «Газете.Ru». — Узнали о массе полезных идей и успешных практик, которые можно применить в России и к которым нашей системе стоит прислушаться. Сегодня мы лишь начинаем говорить не только об уровне фундаментальных знаний, а и о развитии ребенка, о том, насколько он себя хорошо ощущает в той или иной области. А это те критерии, по которым в мире оценивают труд педагога и успешность ребенка.
Весь мир очень толерантен, и нам надо учиться уважению к личности — ребенка и учителя».
И начинать движение в этом направлении следует с педагогического образования (вузовского и постдипломного), считает ректор. «Не может человек учить чему-то, чего не знает сам, если он не толерантен, не знаком с психологическими возрастными особенностями учащихся и может нанести урон их психике, — говорит Ройтблат. — У нас власть над ребенком получают педагоги, которых не учат быть классными руководителями, воспитателями.
А многие даже опытные предметники не знают таких простых вещей, как то, что у ребенка работает 85% зрительной памяти, и можно сколь угодно утомлять его устными объяснениями, толку от этого не будет».
Кроме того, надо кардинально менять программы подготовки студентов педагогических вузов, считает Ройтблат. «На саммите много говорится о необходимости взаимодействия студента и будущего работодателя, — говорит она. — Работодателем педагога по большому счету является общество. В России давно сокращена педагогическая практика. Но что мешает нам сейчас организовать образовательный кластер «школа-вуз», сделать так, чтобы студент с первого курса общался с детьми — на факультативах, внеурочных мероприятиях, в лагерях. И тогда, придя после вуза в школу, молодой педагог будет понимать, что за дети перед ним, а не бояться их».