В Великобритании комиссар полиции графства Дарем Рон Хогг предложил позаимствовать идею датчан об организации специальных комнат, в которых героиновые наркоманы могут делать себе инъекции. Об этом сообщает BBC. По мнению датских полицейских, такой эксперимент спас немало жизней, а также помог расчистить районы города, в которых было много наркоманов.
Суровая датская зима еще не пришла, но у Луизы Халтман на голову натянута теплая шерстяная шапка. «Я не мыла волосы несколько дней, они выглядят ужасно. Жизнь очень трудна, когда живешь от дозе к дозе», — рассказывает 23-летняя девушка, которая принимает тяжелые наркотики с 15 лет. Чтобы купить героин и кокаин, она подворовывает.
На этой неделе девушка делает себе инъекцию героина в специальных, так называемых комнатах для потребления героина в Копенгагене. Здесь у нее есть доступ к стерильным шприцам, а кроме того, она может получить помощь от медсестер, если что-то пойдет не так.
Наркоманы сидят в отдельных кабинках. Каждый приносит в эту комнату свои наркотики, которые остаются незаконными в Дании, но полиция района Вестербро, где располагаются комнаты для потребления героина, больше не привлекает наркоманов за хранение.
«Мне стыдно, когда я колюсь на улицах. Люди, которые проходят мимо, не должны видеть мои проблемы, — говорит Луиза. — Поэтому хорошо, что появилась возможность сделать укол в специальном месте. К тому же здесь я чувствую себя в безопасности».
Копенгаген — один из лидеров среди городов Европы по количеству наркоманов. Первая комната для потребления наркотиков была открыта год назад после того, как были внесены изменения в национальное законодательство. Финансируется она за счет городского совета, члены которого более десяти лет пробивали в правительстве возможность запуска такого проекта. Вторая комната открылась в августе 2013 года. Третью комнату только планируют открыть. Правда, она будет не в Копенгагене, а во втором по величине городе Дании — Орхусе.
«Мы предоставляем чистую обстановку для многолетних наркоманов. И мы обнаружили, что у них стало гораздо больше шансов получить доступ и к другим услугам здравоохранения», — рассказывает Иван Кристенсен, который руководит этими центрами для наркоманов. Он говорит, что невозможно узнать, сколько жизней было спасено за год существования проекта, но в комнатах не было ни одной смерти, хотя было зафиксировано 100 передозировок — всех наркоманов удалось спасти. «Двое моих лучших друзей умерли в этом году, потому что рядом с ними не было таких комнат», — считает Луиза Халтман.
Вестербро еще несколько лет назад считался одним из самых неблагополучных районов Копенгагена. Комнаты для потребления наркотиков находятся за приютом для бездомных и напротив заведения, где расположен один из лучших городских стрип-клубов. За последнее время Вестербро стал центром для многих молодых творческих людей. По мнению полиции, комнаты для наркоманов сыграли решающую роль в «облагораживании» района.
Полицейские говорят, что количество игл и шприцев на улицах района уменьшилось за последний год в десять раз. Кроме того, стало меньше уличных драк между наркоманами и уменьшилось количество краж в этом районе.
За год комнатами воспользовались 1400 человек, на комнаты было выдано миллион стерильных игл. Всего же на проект городской совет потратил 1,5 млн фунтов стерлингов.
«Надо находить новые способы борьбы с наркоманами. Нельзя добиться успеха, просто посадив их в тюрьму. А в таких комнатах вам удастся наладить диалог с наркоманами и просто помочь им, если они будут нуждаться», — считает заместитель главного суперинтенданта Кай Майлунд.
Дания стала не первой европейской страной, где появились такие комнаты. Идея их создания возникла в 1980-х годах в Швейцарии, с тех пор комнаты были открыты в Германии, Испании, Норвегии, Канаде, Австралии.
Испытания комнат для потребления наркотиков прошли также в Великобритании — в Лондоне, Брайтоне и графстве Дарем. Уже известно, что городской совет Брайтона будет выступать за то, чтобы в 2014 году такой проект стал постоянным.
Комиссар Рон Хогг из графства Дарем хочет пойти еще дальше. Он предложил предоставлять «безопасный героин» для наркоманов, вместо того, который они приносят с собой. Заместитель главного суперинтенданта Копенгагена Майлунд Кай говорит, что он готов помочь с советом, как обустроить комнаты. «Попробуйте их организовать, и тогда вы сами поймете, что это помогает», — говорит он.
Однако в том, что такие комнаты действенны, уверены не все. «С одной стороны, наркоманов действительно больше нет на улице, их не видят туристы и дети. Но с другой стороны, такие комнаты становятся чем-то вроде притонов, где одни наркоманы окружены другими», — считает Питер Буурсков, управляющий отелем, который находится недалеко от Вестербро.
Таких избирателей, как Буурсков, на свою сторону пытается привлечь лидер Консервативной партии Расмус Ярлов, которому предстоит баллотироваться в мэры Копенгагена в следующем месяце. Ярлов считает, что в долгосрочной перспективе такие комнаты несут опасность роста потребления наркотиков в районе. «Мы все хотим помочь наркоманам Копенгагена. Но мы должны действовать другими методами», — считает политик.
«У людей создается неверное впечатление, что комнаты для наркоманов — это какие-то притоны, где сидят наркоманы. Это не так, — говорит Дагмар Хедрик из Европейского центра мониторинга, который фиксирует потребление наркотиков. — Там работают профессиональные врачи, там все стерильно. Они там могут получить доступ к первой медицинской помощи. Наши исследования показали, что открытие таких комнат действительно привело к снижению потребления наркотиков и смогло улучшить ситуацию в районе, который раньше считался неблагополучным».
Управляющий комнатами для наркоманов в Копенгагене Иван Кристенсен подчеркивает, что его сотрудники пытаются выстраивать отношения с наркоманами так же, как службы поддержки для наркоманов. И у них растет интерес к реабилитационным программам. К таким людям относится и Луиза Халтман. Она сейчас находится в очереди на получение помощи в Швеции, где живет ее семья.
Но многие наркоманы говорят, что будут продолжать принимать наркотики независимо от того, сколько времени и денег тратится на программы, которые должны им помочь. «У меня нет никаких шансов попасть в реабилитационную клинику, — считает 37-летний Франческо Раччио, который стал наркоманом, когда еще учился в школе-интернате. — Для этого нужно много мужества, нужно быть стопроцентно уверенным, что ты бросаешь именно для себя, а не ради кого-то еще. Иначе это не работает. Я понимаю тех, кто говорит, что никто не заставляет людей принимать наркотики. Но почему бы просто не помочь нам хотя бы такими комнатами, которые на самом деле являются лучшим местом для нас».