Большая часть региональных программ госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи дефицитна. Об этом заявил в ходе правительственного часа в Госдуме аудитор Счетной палаты РФ Александр Филиппенко. По его словам, совокупно программы около 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд руб. Кроме того, из-за предполагающейся значительной корректировки федерального бюджета в следующем году Минздрав получит на 26 млрд руб. меньше, чем в нынешнем.
При этом доля Фонда обязательного медстрахования (ФОМС) по-прежнему остается незначительной. Так, в соответствии с программой госгарантий, стоимость одного случая госпитализации складывается из 62 тыс. руб., полученных из регионального бюджета, и только 19 тыс. руб. за счет ФОМС, сообщил аудитор СП. И причина такой разницы, по его словам, неясна.
В результате в большинстве регионов основой планирования объемов медицинской помощи является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона и сложившаяся сеть учреждений здравоохранения.
Остается низкой и качество утвержденных программ, а уровень зарплаты медиков, по оперативным данным Росстата, в значительной части регионов не превышает 10 тыс. руб., утверждают в СП. «При необходимости привлечения кадров, обеспечить приток медиков в этих условиях проблематично. Хотя многие регионы были вынуждены сократить другие расходы, например по коммунальным платежам», — отмечает Филиппов.
Не справилась с поставленной задачей и реализовавшаяся в 2011–2012 годах программа модернизации здравоохранения, на которую в регионы было направлено 460 млрд руб., считают в СП.
Так, по данным Росстата за 2012 год, 45% зданий медорганизаций и 30% фельдшерско-акушерских пунктов на селе находятся в неудовлетворительном состоянии. Нуждается в обновлении около 35% медоборудования.
А продолжающееся сокращение коечного фонда «может создать риск сокращения оказания специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи». (В проекте программы госгарантий норматив оказания стационарной помощи снижается в 2014 году на 7%).
Вкупе с сокращением финансирования федеральных медучреждений и перехода части видов высокотехнологичной помощи в категорию специализированной это может привести к росту платных услуг, констатирует СП.
Факт недофинансирования отрасли признали все фракции Госдумы, включая «Единую Россию». «Снижение финансирования из федерального бюджета должно компенсироваться за счет предполагаемого роста средств ФОМС, — заявил член фракции ЕР Николай Герасименко. – Но при риске недобора этих средств возможно снижение оказания высокотехнологичной помощи. Последние годы в стране отмечается снижение смертности за счет такой помощи и сокращения сроков ее ожидания. При нехватке средств обеспечить это будет трудно».
«Но самое главное – снижение этих видов медпомощи и увеличение сроков ожидания вызовет недовольство населения», — опасается единоросс.
Проблему страхования продолжил глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников (фракция ЛДПР). «Отсутствие эффективности страхования отметил уже президент, — заявил он. – Мы замыливаем проблемы финансирования, передав все в ФОМС и понимая, что никакого страхования в стране нет».
Страховые компании «ничего не страхуют, никому не платят и выполняют исключительно роль посредников», считают и во фракции КПРФ. «Их доходы составляют штрафы, накладываемые на больницы, — заявил коммунист Куликов. – В этом году собрано 21 млрд руб. таких штрафов. А еще 25 млрд руб. составила комиссия за якобы оказываемую ими помощь. На зарплату медикам ничего не остается. Неудивительно, что идет их вымывание из бедных регионов».
По словам коммуниста Анатолия Локтя, в системе здравоохранения все больше проявляются перекосы в оплате труда. По его мнению, самым разумным был бы возврат к начислению зарплаты врачу, исходя из реального числа обслуженных пациентов.
Между тем действующая система пришла именно на смену применявшихся ранее валовых показателей – койко-дня и посещения в поликлинике. «Финансовая эффективность системы здравоохранения во многом определяется и способами оплаты медицинской помощи, — сообщила депутатам министр здравоохранения Вероника Скворцова. — В 2012 году впервые совместно со Всемирным банком разработаны и с 2013 года внедряются наиболее эффективные способы оплаты, ориентированные на результат: в стационарах – по клинико-статистическим группам, в амбулаторных условиях – по законченному случаю лечения».
При этом, если экстраполировать уже полученную в пилотных регионах экономию ресурсов на всю страну, можно ожидать, что объем «высвободившихся и перераспределяемых внутри системы средств» составит не менее 60 млрд руб. в год.
Впрочем, в Минздраве готовы заняться корректировкой системы оплаты труда.
В настоящий момент, напомнила министр, базовый оклад составляет только 40% зарплаты, а 60% приходится на стимулирующие выплаты. «Средняя зарплата в отрасли повышается. Однако это именно средняя, а вариативность зарплат огромная. К такой разнице приводит фактор субъективизма и на уровне региона, и на уровне конкретного учреждения», — признала Скворцова. По словам министра, уже начата совместная с Рострудом работа по пересмотру методики начисления зарплаты. В частности, планируется внедрение временных норм и увеличение базового оклада до 60%.
Что касается выживания отрасли в целом, то на этот раз Скворцова не стала поднимать и так очевидную всем тему необходимости увеличения финансирования, а сосредоточилась на внутренних резервах.
Так, по ее словам, «для повышения финансовой эффективности реализации программы начата поэтапная реструктуризация объемов медицинской помощи внутри системы». В 2013 году впервые введены нормативы профилактической, неотложной и паллиативной медицинской помощи, а также «сделан акцент на развитие дневных стационаров, что позволяет концентрировать наши усилия на этих важных ресурсосберегающих направлениях». Реструктуризация стационарной помощи подразумевает прежде всего не сокращение коечного фонда, а его оптимизацию, пояснила министр. За счет интенсификации работы коек острого периода, они будут высвобождаться и перепрофилироваться в койки для долечивания и реабилитации.
«По расчетам, в результате реструктуризации объем высвобождающихся и перераспределяемых в системе средств составит за три года не менее 103 млрд руб., что позволит без привлечения значительных дополнительных ресурсов развивать такое важное направление, как медицинская реабилитация», — рассказала Скворцова.
Снизить расходы государства на содержание медучреждений поможет участие в программе госгарантий частных клиник, считает министр. «За период с 2010 года более чем в два раза увеличилось число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС – с 600 до 1251 в этом году (это уже 14,7% от общего количества). А на 2014 год уже зарегистрировано 1 655 частных организаций (17%)».