В понедельник в Мурманске продолжилось рассмотрение жалоб на арест задержанных на ледоколе Greenpeace. Перед судом, в частности, предстал швейцарец Марко Вебер. Он вместе с финкой Сини Саарелой залезал на нефтяную платформу «Газпрома» «Приразломная», чтобы вывесить на ней баннер с надписью «Спасите Арктику». За это его обвинили в пиратстве вместе с 29 коллегами и моряками.
«Марко — профессиональный альпинист и тренер швейцарской альпинистской команды Greenpeace. Кроме того, он управляет собственной плотницкой фирмой, — рассказали «Газете.Ru» в Greenpeace. — Марко с самого детства стремился залезть всюду, куда можно: на каждое дерево в своем дворе, на каждую крышу. Это продолжалось, пока родители не отдали его в специальный клуб, чтобы он научился это делать безопасно и профессионально».
Перед заседанием суда Вебер написал, что сидит в камере один.
«У меня нет книг, газет, телевизора и даже не с кем поговорить. Во время дневных прогулок я также изолирован, — говорится в письме альпиниста, поступившем в редакцию «Газеты.Ru».
— Этот «двор для прогулок» размером 4x5 метров окружен бетонной стеной и закрыт металлической решеткой. Она закрывает двор сверху в качестве крыши и не пропускает солнце. Единственное, откуда я могу видеть небо, это окно моей камеры, расположенное на северной стенке здания. А это означает полное отсутствие солнца. Дни тянутся долго. И единственное, что скрашивает их, это еженедельные посещения моего адвоката и консула. А вчера до меня дошли первые электронные письма с воли». Швейцарец тут же переключается на тему бурения Арктики и говорит о том, как это опасно. «18 сентября я столкнулся с опасностью и риском, и для меня это закончилось тюрьмой, поскольку, я уверен, у нас есть силы все изменить! Нас огромное количество людей по всему миру, и у нас хватит смелости для того, чтобы бороться за будущее для новых поколений», — пишет Вебер. В конце письма он просит не беспокоиться о нем.
Тем не менее его апелляция в понедельник была отклонена. Суд оставил Вебера в СИЗО на время следствия — до 24 ноября.
Его партнершу по восхождению на нефтяную платформу суд также оставил под арестом.
Гражданка Финляндии Сини Саарела тоже профессиональный альпинист. «Меня не спросили, почему я находилась в Печорском море. Я находилась там, чтобы предупредить людей об опасности бурения в Арктике», — заявила суду Саарела.
По данным «Greenpeace России», председатель совета по правам человека Михаил Федотов уже направил письмо генпрокурору Юрию Чайке и главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину в связи с ситуацией с арестом экологов и моряков. Ранее Федотов заявлял, что в действиях экологов не было умысла на захват платформы, а значит, называть их пиратами — преувеличение.
В СПЧ рассмотрели правовой анализ доктора юридических наук, заслуженного эколога России Тамары Злотниковой. В нем говорится, что уголовное дело по статье 227 УК РФ (пиратство) возбуждено необоснованно, в том числе в силу отсутствия как субъективной стороны преступления (задержанные не имели цели завладения чужим имуществом, в данном случае — нефтяной платформой), так и его объективной стороны (задержанные не совершали нападения на платформу). «Статья 227 УК РФ характеризует пиратство как нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения.
Таким образом, для предъявления обвинения в пиратстве членам экипажа Arctic Sunrise следствию необходимо было предоставить доказательства того, что члены экипажа напали на судно, применяя насилие либо угрожая его применить, при этом имея целью завладение чужим имуществом», — пишет Злотникова.
Она констатирует, что на открытых судебных заседаниях от следствия не было ни одного доказательства наличия у экипажа ледокола цели завладеть платформой. Кроме того, моряки и экологи не применяли насилия и не угрожали никому. Злотникова напоминает, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ указывает, что «основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления». «Как видно, у следствия не было никаких данных (тем более достаточных данных), указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного ст. 227 УК РФ», — пишет эксперт.
Злотникова перечисляет другие грубые нарушения. Был нарушен 48-часовой срок задержания до вынесения судебного решения о мере пресечения. В частности, в 19.00 26 сентября финку Саарелу должны были отпустить из-под стражи. Однако ее продержали еще два часа — до начала суда. Жалобы адвокатов судья отклонил. Еще одно нарушение — непредоставление защитника. Так, канадца Пола Ружицки следствие допрашивало в отсутствие адвоката.
В СПЧ не смогли подтвердить «Газете.Ru», упоминался ли анализ Злотниковой в отправленном письме.
В конце прошлой недели премьер-министр Нидерландов Марк Рютте еще раз напомнил об иске в Международный трибунал по морскому праву в Гамбурге. Рюгге заявил, что если вопрос с арестованными моряками и экологами не решится до понедельника, 21 октября, то они начнут судебный процесс. Он отметил, что «ведется работа по дипломатическому решению данного вопроса».
Исполнительный директор Greenpeace Джон Саувен заявил о необходимости поиска новых путей решения конфликта с Россией, пишет The Independent.
«Неудивительно, что спустя месяц безрезультатных попыток освободить 30 захваченных активистов и журналистов Greenpeace считает, что все варианты решения конфликта исчерпаны», — говорит Саувен.
Саувен подчеркнул, что за тридцать лет деятельности в Greenpeace еще не сталкивались с таким отношением России к действиям организации. Он обратил внимание, что 1,5 млн человек вышли на митинги и акции протеста в разных городах мира, а письма президенту России Владимиру Путину написали известные общественные деятели, в том числе лауреаты Нобелевской премии.
«Россия посылает четкий сигнал всему миру, заявляя: «Руки прочь от нашей части Арктики и нашего права добывать там нефть», — считает Саувен.