Пресненский суд Москвы в четверг арестовал 28-летнего уроженца азербайджанского города Шамкир Орхана Зейналова, подозреваемого в убийстве 25-летнего Егора Щербакова. Это преступление спровоцировало погромы в районе Западное Бирюлево 13 октября этого года.
Арест Зейналова ожидался около 12.00. К этому моменту возле здания суда были приняты меры повышенной безопасности: возле двух специально припаркованных автобусов дежурили несколько полицейских. На втором этаже возле кабинета судьи Татьяны Васюченко выстроились в ряд фото- и тележурналисты. За порядком на этаже помимо судебных приставов следили пять или шесть сотрудников СОБР в черных масках и с автоматами. Однако к этому времени мимо журналистов в зал заседания провели не Зейналова, а председателя правления ЗАО «Новые Черемушки» Магомеда Чурилова.
Он, как и директор ООО «Кордон» (ЧОПа, охранявшего овощебазу в Бирюлеве) Виктор Котелевский, подозревается в организации незаконной миграции (п. «а» ч. 2 ст. 322.1 УК РФ).
Однако судья отложила их арест до пятницы, предоставив защитникам 26 часов для сбора характеристик подзащитных.
И только после 15.00 конвой провел в зал в светло-серой толстовке подозреваемого Зейналова. Вскоре после этого у дверей зала началась давка: все журналисты норовили попасть внутрь первыми. Теле- и фотожурналистов запускали несколькими партиями. Впрочем Зейналов, мужчина небольшого роста, надел капюшон, отвернулся от камер и встал в самый дальний угол клетки, общаясь с адвокатом через переводчика. Пишущим корреспондентам разрешили остаться.
Когда в зал вошла судья Васюченко, девушка-переводчица осталась стоять рядом с клеткой. Процесс традиционно начался с выяснения личности задержанного. При этом Васюченко задавала вопросы по-русски, переводчица тихо их переводила, а Зейналов также отвечал по-русски, но с сильным акцентом.
Так, выяснилось, что у него все-таки имеется временная регистрация в Москве, в Борисовском проезде, то есть нелегальным мигрантом его назвать нельзя.
— Работали в Москве? — интересовалась судья.
— Работал, — отвечал он.
— Официально работали?
— Так, помогали…
— Значит, официально не работали. Женат, дети есть?
— Нет ни жены, ни детей.
После этого следователь попросил приобщить к материалам дела несколько документов. В частности, информацию о его прошлой судимости: в 2011 году Нагатинский районный суд Москвы приговорил его к одному году лишения свободы за ДТП по ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств). Суд также запретил ему в течение трех лет управлять транспортным средством.
Следователь также сообщил, что девушка убитого Щербакова — Ксения Попова — опознала в Зейналове убийцу.
Он также попросил приобщить протокол задержания подозреваемого, переведенный на азербайджанский язык. Его ходатайства, несмотря на возражения Зейналова, были удовлетворены.
На этом судья предоставила следователю право выступить с ходатайством о мере пресечения. Он рассказал, что по факту убийства 10 октября было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК. По его словам, в тот день около двух часов ночи возле дома 7 по Востряковскому проезду между подозреваемым и Щербаковым завязалась словесная перепалка, которая переросла в драку.
В ходе нее предполагаемый убийца достал нож и нанес им два удара — в области поясницы и грудной клетки.
Орудие преступления так и не было найдено. По версии следствия, убийство произошло «из хулиганских побуждений», поэтому дело было переквалифицировано на п. «и», ч. 2, ст. 105 УК, по которой Зейналову теперь может грозить уже пожизненное лишение свободы, а не 15 лет. Впрочем, обвинение по этой статье подозреваемому пока не предъявлено.
Как отметил следователь, в ходе допроса Зейналов признал, что в тот вечер нанес рану незнакомцу после того, как тот его оскорбил и первый ударил его рукой. По его словам, очные ставки прошли не только с девушкой Щербакова, но и с некой девушкой по фамилии Ордиева. Он также добавил, что подозреваемый выехал из Москвы, желая скрыться от следствия и суда.
Следователь сказал, что Зейналов подозревается в «особо опасном преступлении», которое «отличается дерзостью и особым цинизмом». По его мнению, подозреваемый представляет «исключительную общественную опасность».
Судья заметила, что в постановлении следствия утверждается, будто Зейналов нигде не зарегистрирован, тогда как в материалах дела нет тому подтверждений. Следователь ответил, что на момент составления документа о его временной регистрации не было известно. Он также добавил, что по адресу регистрации Зейналов не проживает, о чем заявили свидетели.
На этом судья предоставила право защите высказать свое мнение. Адвокаты сочли нужным сначала спросить мнение подзащитного.
— Согласны ли вы со следствием о мере пресечения в виде содержания под стражей? — обратилась к нему Васюченко.
— Я не согласен, — ответил он.
— Назовите причину, по которой вы не согласны.
— Он не совершал это деяние, — ответила за Зейналова переводчица.
— То есть вину он не признает?
— Нет.
Адвокат Виктор Аникушкин также выступил против ареста. По его словам, следствие уже ошиблось с отсутствием регистрации у Зейналова, поэтому не исключены и другие ошибки. «Без всех доказательств нельзя избирать меру пресечения», — сказал адвокат и попросил отложить решение вопроса ареста и предоставить защите время для сбора материалов.
— Хотите еще что-нибудь добавить? — спросила Васюченко у Зейналова.
— Избрать залог или иную меру, не связанную с лишением свободы, — ответила переводчица.
На этом судья удалилась в совещательную комнату.
В перерыве сотрудники посольства Азербайджана, которые также присутствовали на заседании, опровергли корреспонденту «Газеты.Ru» информацию о том, что Зейналов разыскивается на родине за аналогичное преступление.
Ранее начальник ГУ МВД по Москве Анатолий Якунин на заседании столичного правительства сообщил, что правоохранительные органы Азербайджана разыскивают Зейналова за другое убийство. «Были такие подозрения, но в МВД поспешили их обнародовать. Позже эта информация не подтвердилась, — сказали сотрудники посольства. — Да и когда он мог совершить убийство в Азербайджане, если он более 10 лет прожил в Москве? 12 лет, если точнее».
В 16.20 судья вышла из совещательной комнаты и постановила арестовать Зейналова на два месяца, то есть до 10 декабря 2013 года. Защита заявила о своем намерении обжаловать это решение.