Злоумышленники подкараулили дипломата в подъезде его дома на Поварской улице во вторник вечером. Элдеренбош поднимался на свой этаж пешком, в подъезде его дома не работал лифт. На своей лестничной площадке, как потом рассказал Элдеренбош следователям, он увидел двух мужчин, которые изображали электромонтеров и копались в электрощитке. Они попросили иностранца проверить, работает ли свет в его квартире, и как только 60-летний дипломат повернул ключ в двери, втолкнули его в квартиру.
Злоумышленники повалили дипломата на пол, избили и связали скотчем, после чего устроили погром, разбросав вещи.
Однако целью вторжения был не грабеж — ничего ценного нападавшие с собой не захватили, о чем заявил и сам дипломат. Лжеэлектрики четко обозначили цель своего визита: на зеркале в квартире сотрудника дипмиссии они оставили надпись губной помадой «ЛГБТ» и символическое изображение сердца со стрелой.
По факту нападения на подданного Королевства Нидерландов Главное следственное управление СК по Москве во вторник возбудило уголовное дело по ч. 2 ст. 139 УК РФ (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, с применением насилия).
МИД России также «выражает сожаление в связи с прискорбным инцидентом». «Российские правоохранительные органы предпринимают все необходимые меры для поиска и задержания лиц, причастных к этому преступлению», — говорится в поступившем во вторник официальном сообщении министерства.
Однако голландской стороне этого оказалось недостаточно. «Королевство Нидерланды просит объяснений от российских властей по поводу инцидента с нашим дипломатом
и о мерах, которые должны быть приняты для того, чтобы гарантировать безопасность голландских дипломатов в России, — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь МИД Нидерландов Фрисо Вижнен. — Господин Элдеренбош был жестоко избит двумя неизвестными. Он легко ранен, и сейчас все относительно хорошо. При этом Вижнен не смог уточнить, останется ли Элдеренбош на прежнем месте работы или захочет покинуть Россию.
Напомним, что 2013 год в Голландии был объявлен годом России, и наоборот. Однако отношения между странами обостряются за последний месяц уже в третий раз.
5 октября в Гааге был задержан российский дипломат, советник-посланник Дмитрий Бородин, кстати, по совпадению, второе лицо в посольстве, занимающий точно такую же должность, как и советник-посланник Онно Элдеренбош. В квартиру, где проживает Бородин, постучались полицейские: по одной из версий, от соседей поступила жалоба на плохое обращение Бородина с детьми.
Бородин был закован в наручники и несколько часов провел в отделении полиции, несмотря на дипломатический статус, после чего был отпущен без извинений. Они последовали лишь через несколько дней по мере разгорания международного скандала: 9 октября министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс от имени государства принес официальные извинения России за нарушение международного права, в частности Венской конвенции о дипломатических сношениях.
Несмотря на то что в обеих историях явно прослеживаются аналогии, пока официально их никто не решился связать между собой. «Мы не готовы связывать два этих случая», — лаконично ответил «Газете.Ru» представитель МИД Голландии.
Российско-голландские отношения начали накаляться еще месяц назад, когда 19 сентября в Баренцевом море российская погранслужба задержала ледокол Arctic Sunrise экологической организации Greenpeace, ходящий под флагом Нидерландов. Кроме того, среди 30 задержанных экоактивистов и членов экипажа корабля оказались двое граждан этой страны, которые также были отправлены в СИЗО.
«Оставленная на зеркале надпись «ЛГБТ» — это своего рода издевка с целью задеть голландскую сторону, мол, вы толерантно относитесь к меньшинствам, а у нас такие вещи неприемлемы, — рассуждает активист ЛГБТ-движения Николай Алексеев, — мол, «у вас либеральные ценности, а у нас другие», конечно, это ответные действия на нарушения Венской конвенции по следам инцидента с Бородиным.
Все это выглядит по-детски, ведь могли бы ответить голландской стороне смело: выслать кого-нибудь, задержать, существует достаточно дипломатических методов, чтобы сделать это легально. Но здесь мы видим примитивную игру, непонятно, кому она нужна.
И следствие, конечно, никого не найдет, а договариваться сторонам в конечном итоге придется. Очень эпическое завершение года дружбы, она достигла своего пика».