Выпускники и преподаватели Новосибирского государственного университета начали сбор подписей под открытым письмом в МИД России с просьбой проконтролировать расследование дела бывшей студентки вуза Екатерины Устюжаниновой, арестованной в Ливии за убийство офицера. Об этом журналистам рассказал один из инициаторов сбора подписей — выпускник НГУ Ярослав Першин.
«Если была доказана вина, то к Устюжаниновой должны применяться все права, распространяющиеся на подследственных в России и в соответствии с международным правом, — заявил Першин агентству РИА «Новости». — Мы против применения к Устюжаниновой смертной казни или отбывания наказания и сроков заключения в Ливии».
По версии МИД России, совершенное Устюжаниновой 1 октября убийство ливийского офицера Мухаммеда аль-Андалуси ас-Суси и покушение на его пожилую мать стали поводом для нападения на российское посольство в Триполи, которое пришлось в спешном порядке эвакуировать. Россиянка была задержана на месте преступления. В подписи к видео с места происшествия, размещенном ливийцами в социальных сетях, описаны подробности нападения.
Согласно этим данным, около 9.00 по местному времени (11.00 мск) россиянка постучалась в дверь дома ливийского военного, а когда тот открыл дверь, расстреляла его из ружья, а затем нанесла несколько ударов ножом в плечо и руку его матери. На звуки выстрелов сбежались люди, которые задержали девушку, сидевшую рядом с трупом.
На стене дома она успела написать кровью по-английски: «Смерть крысам».
Позже блогеры, знакомые с Устюжаниновой, рассказали, что она была страстной поклонницей убитого повстанцами ливийского лидера Муамара Каддафи.
История, происшедшая в Триполи, поразила новосибирских знакомых Устюжаниновой. Как рассказали «Газете.Ru» однокурсники и преподаватели НГУ, девушка училась на историческом отделении гуманитарного факультета с 2008 по 2010 год, потом не вышла из академотпуска и в 2011 году была отчислена. Первое, что вспоминают преподаватели, — студентка Устюжанинова прогуливала семинары. Правда, уточняют педагоги, не чаще, чем другие студенты.
Ее появления в Ливии никто не ожидал. В вузе девушка о своих политических взглядах публично не говорила. Узнав о происшедшем из новостей, многие подумали, что в Триполи Екатерина оказалась по работе или по каким-то другим обстоятельствам и случайно попала в эту историю.
Однокурсница Устюжаниновой Дарья Лугоненко вспоминает, что первое, чем Екатерина обратила на себя внимание, была яркая и нестандартная внешность: невысокий рост, плотное телосложение, очень широкие плечи, отсутствие груди, короткая стрижка «под мальчика».
Стрижка дополнялась пейсами, за что ее прозвали Завитушкой.
В то время она часто говорила о своем еврейском происхождении, пыталась продемонстрировать это не только внешне, но и выбирая темы докладов (Тора, иудаизм и т.д.), говорит Лугоненко. Устюжанинова рассказывала, что родилась во Владивостоке, родители в разводе. У папы — бизнес в Новосибирске, а мама переехала в Санкт-Петербург, так как страстно болеет за футбольный «Зенит». До приезда в Новосибирск, с ее слов, Екатерина год проучилась в Австралии и действительно хорошо владела английским.
Устюжанинова училась на платной основе, деньги на учебу и на жизнь, по ее словам, давал отец. Сама она подрабатывала дизайнером. По словам Лугоненко, Екатерина вела крайне расточительный образ жизни, часто ездила на такси и посещала японские рестораны. К концу месяца она всегда оставалась на мели, брала в долг. Иногда отец отказывался давать ей лишние деньги и помогал только продуктами. Лугоненко вспоминает, что Катя нередко выменивала у сокурсницы шоколад на рыбные консервы.
Привычка брать в долг, по всей видимости, дала о себе знать и в Ливии. В 2011 году Устюжанинова объявила в своем ЖЖ о трудном материальном положении, интернет-активисты начали сбор средств для нее.
Еще студенткой Устюжанинова занималась пауэрлифтингом, постоянно ездила на тренировки, пила таблетки, сгоняла воду и т.д. «Ее это действительно занимало, и она не стеснялась демонстрировать свою силу, по большей части на словах, по меньшей — провоцируя молодых людей, но это в большинстве случаев было в шутливой форме», — рассказывает однокурсница.
Знакомые считали Устюжанинову очень харизматичной девушкой, она обладала хорошим чувством юмора, много читала, неплохо рисовала и нередко делала это на занятиях. Также она вела активную сетевую жизнь, много общалась на форумах и в ЖЖ (пользователь cyaegha_c, в настоящее время доступ к журналу закрыт) с множеством подписчиков и сетевых знакомых. В то же время в других социальных сетях ее никогда не было, отмечают сокурсники.
Среди комментаторов ситуации вокруг Устюжаниновой на студенческих интернет-форумах есть и те, кто замечал у девушки странное поведение.
«В 2011 году перед ее отъездом из Новосибирска приходилось общаться с ней, — пишет пользователь с ником Anvil. — Разговаривать было сложно, неадекватность чувствовалась, потенциал агрессивности для меня тоже был очевиден... Все это сочеталось со шлейфом всяких неприятностей, который она создавала вокруг себя».
«Была и другая сторона — не совсем уравновешенная Катя с непонятным блеском в глазах, — говорит ее однокурсница Лугоненко. — Летом 2009 года мы ездили на археологическую практику в Хакасию. Она с собой привезла нож и всегда носила его на поясе, даже вместе с купальником. Это выглядело немного странно. Но мне кажется, это тоже было своеобразным способом продемонстрировать силу».
Знакомые описывают Екатерину как увлекающуюся личность. Этим они и объясняют то, что она стала пламенной фанаткой Каддафи.