Минобрнауки начинает реформу дополнительного образования. Преподавателями в кружках станут профессионалы в различных отраслях знаний, а к созданию образовательных проектов планируется привлекать крупные компании. Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов говорит, что сейчас практически невозможно создавать стандарты для дополнительного образования из-за быстро меняющихся технологий. Поэтому систему дополнительного образования обещают сделать гибкой, чтобы она реагировала на эти изменения.
«В течение двух-трех лет систему дополнительного образования ждет переосмысление, переоснащение, а также возникновение новых форм. Сейчас в дополнительное образование детям идти нет смысла, потому что там нет передовых технологий, о которых они знают все. И если взрослые, приходя куда-то, где показывают самолеты 40-летней давности, могут умилиться, то современного ребенка это не интересует. Если он и готов что-то строить, то только действующую модель, которая должна летать», — считает Каганов.
Для реализации реформы при Минобрнауки будет создан межведомственный совет, который возглавит министр Дмитрий Ливанов и в который войдут представители Министерства культуры и Министерства спорта. Сейчас уже готов проект развития дополнительного образования, а также будет создана концепция, в которой пропишут все стратегические направления развития.
«Подготовительный этап будет идти весь следующий год. К 2020 году Минобрнауки планирует довести количество детей, которые охвачены качественным дополнительным образованием, до 75% от общего числа», — говорит Каганов. По его словам, сейчас в кружках и секциях занимается 58% школьников, однако заместитель министра считает, что эта цифра несколько завышена.
В качестве примера, каким будет дополнительное образование, он привел существующие в Москве Центры технологической поддержки, которые были созданы на базе 15 вузов. В эти центры набираются школьники, которые занимаются наукой и готовятся в центрах к олимпиадам. Для этого там было установлено современное оборудование, например оптические 3D-сканеры. «Эти центры позволяют детям не только что-то придумать самим, но и выйти на создание действующей модели. Рядом с ними находятся преподаватели, которые могут легко ориентироваться в меняющихся технологиях», — отмечает Каганов.
Приглашение в качестве педагогов специалистов из различных отраслей станет одним из ключевых изменений. «У нас превалирует творческая направленность в дополнительном образовании, но не все ведь будут танцорами. Поэтому необходимо создавать такую систему, где работали бы профессионалы из разных областей», — сообщает Каганов.
Уже в ближайшее время начнутся подготовительные мероприятия к реформе. В частности, Минобрнауки собирается на примере конкретных проектов проверить, будут ли работать их нововведения. Например, АФК «Система» совместно с «Интел» создаст 32 центра высоких технологий для дополнительного образования, а МГТУ Станкин будет учить школьников 3D-моделированию.
Дополнительное образование тоже перейдет на нормативно-подушевое финансирование. «Пока мало кто из учреждений дополнительного образования перешел на эту систему. В основном все получают деньги по старой схеме, на год вперед. Но в скором времени деньги пойдут за ребенком: оказали услуги — получили финансирование на образование одного ребенка от государства. На эти деньги можно поощрить тех педагогов, к кому дети приходят на занятия. Или заключить контракт, например с МГУ, чтобы их преподаватели занимались с детьми», — говорит Каганов.
По словам Каганова, необходимо создать гибкую систему, которая бы позволяла давать качественные услуги без разработки стандартов, апробирования и прочего. «Технологии уже изменятся, пока мы будем вводить новые стандарты», — отмечает он.
Планируется, что возрастет зарплата педагогов допобразования. «Сейчас в пяти субъектах зарплата у педагогов дополнительного образования выше, чем у обычных учителей. В основном же она составляет только 50% от уровня зарплаты учителей. Мы планируем к 2015 году их выравнять», — говорит Каганов.