Прокуратура Парижа сообщила в четверг об открытии предварительного расследования обвинений в коррупции, выдвинутых против российского подразделения французской группы Vinci. Основанием для этого послужило заявление, поданное в июне 2013 года рядом общественных и экологических организаций. Среди его авторов — антикоррупционная неправительственная организация Sherpa и лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.
В заявлении говорится о возможных фактах подкупа российских должностных лиц в обмен на получение контракта на реализацию проекта платной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург.
В соответствии с французским законодательством прокуратура сначала проводит предварительное расследование, чтобы определить, имеется ли достаточно оснований для назначения официального расследования. В ходе предварительного следствия также может быть принято решение о закрытии дела.
Напомним, Vinci является акционером (с 50% участия) ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК), реализующего на основании концессионного соглашения с правительством РФ от 27 июля 2009 года проект «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург на участке 15-й км — 58-й км».
Часть этого участка проходит через Химкинский лес вблизи Москвы, что вызывает яростное сопротивление экологов и местных жителей.
В августе 2010 года после месяцев противостояния между жителями Химок и экологами с одной стороны и вырубающими лес строителями с другой и применения насилия против активистов протестного движения президент РФ Дмитрий Медведев приостановил проект для проведения общественного обсуждения. Затем, несмотря на резко отрицательные заключения общественности, строительство возобновилось.
Накануне о том, что французская прокуратура приступила к расследованию, сообщила лидер Движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова. «Ура, свершилось! Прокуратура Парижа начала расследование заявления по поводу финансовых и уголовных преступлений, совершенных компанией Vinci по проекту трассы Москва — Санкт-Петербург через Химкинский лес», — сообщила Чирикова в своем блоге в «Живом журнале».
Как сказано в заявлении в прокуратуру, поданном 24 июня 2013 года от имени НКО Sherpa, CEE Bankwatch Network, Russie-Libertés, и МОБО «Принцип», а также представителей гражданского общества России, включая Чирикову, расследование деятельности компании проводилось в последние годы рядом европейских и международных НКО.
«В ходе расследования были выявлены серьезные основания полагать, что компания ВИНСИ КОНСЕССЬОН РЮССИ, а также другие юридические и физические лица, которых еще предстоит идентифицировать, могли совершить финансовые и уголовные преступления, включая подкуп российских официальных лиц, а также сокрытие данных об аффилированности, — говорится в заявлении. — Помимо климата коррупции, который, по-видимому, присутствовал уже с ранних стадий планирования, имеются данные о серьезном вреде проекта для окружающей среды, особенно для Химкинского леса рядом с Москвой».
На момент победы в конкурсе на строительство платной автотрассы Москва — Санкт-Петербург с 15-го км по 58-й км стоимостью около 60 млрд рублей в октябре 2008 года 50% СЗКК принадлежали дочерней компании Vinci, остальное (по данным некоторых СМИ) — кипрской Plexy Ltd.
По словам Чириковой, являясь концессионером строительства, Vinci не привлекает финансирования по проекту: «строительство ведется за счет налогов, а также за счет средств из Пенсионного фонда», не проектирует и не строит трассу, этим также занимается российская сторона. «Vinci в этом проекте делает всего одну вещь — выводит российские бюджетные деньги, направленные на строительство трассы Москва — Санкт-Петербург, на кипрский офшор Аркадия Ротенберга», — уверяет Чирикова, ссылаясь на результаты исследования CEE Bankwatch Network.
«Уже сам факт, что государственно-частное партнерство планируется создавать с компанией, структуру и хозяев которой нельзя установить из открытых источников информации, является тревожным сигналом, — говорится в исследовании CEE Bankwatch Network.
— Более пристальное изучение структуры Северо-Западной концессионной компании обнаруживает наличие весьма сложной сети из офшорных организаций, концы которой теряются где-то на Британских Виргинских островах, и подтверждает вовлеченность в данный проект Аркадия Ротенберга. Поскольку законодательство Британских Виргинских островов позволяет зарегистрированным там компаниям держать имена своих акционеров в секрете, становится понятным, что все эти сложные структуры созданы с целью скрыть истинных получателей доходов от выгодного контракта Северо-Западной концессионной компании».
По словам Чириковой, с этими расследованиями и просьбой пресечь вывод российских бюджетных средств за границу она безуспешно обращалась во все возможные российские инстанции, включая ФСБ. «Выводить деньги российских налогоплательщиков и деньги Пенсионного фонда на офшорные счета олигархов — преступление, — заявляет Чирикова. — Расследовать такое преступление в современной России пока невозможно, потому что суды, прокуратуры, силовые органы, к сожалению, обслуживают интересы олигархов и не работают по законам РФ». Поэтому и было решено совместно с Bankwach и французской адвокатской компанией Sherpa подготовить заявление во французскую прокуратуру и попытаться — впервые в истории России — «привлечь к ответственности западную кампанию, действующую в интересах российского олигарха», рассказала защитница Химкинского леса.
«Расследование французской прокуратуры будет иметь важнейшие политические последствия, — уверена Чирикова. — Оно позволит проверить, можно ли разрушить коррупционную схему на уровне первых лиц государства, олигархов и крупного западного бизнеса цивилизованным путем».
%Благодаря экологическим и антикоррупционным организациям история со строительством трассы через Химкинский лес давно уже на слуху не только в России, но и во Франции.
Так, во время президентской предвыборной кампании 2012 года кандидат от партии «зеленых» Эва Жоли заявила, что французская компания учредила в России «филиалы, а часть акционеров находятся в тени, и эти структуры проходят через Кипр, проходят через Ливан, и неизвестно, с кем они (Vinci) объединились».
И теперь, по мнению представителя Russie Libertes Алексиса Прокопьева, расследование — в интересах самой Vinci. Поскольку компания «несколько раз декларировала, что она уважает международные стандарты и законы, например, в борьбе против коррупции, уважении прав человека и неуничтожении экологии, защите окружающей среды», рассказал Прокопьев RFI.
В самой Vinci все обвинения отрицают и выражают готовность сотрудничать со следствием, сообщают агентства Reuters и France Presse. «Мы находимся в полном распоряжении следственных органов, чтобы дать ответы на все вопросы, которые они сочтут необходимым задать», — цитирует Reuters пресс-секретаря компании. Сегодня более половины шоссе уже построено, в том числе большая часть 8-километрового участка, пересекающего Химкинский лес, рассказал агентству пресс-секретарь Vinci.
Он также отметил, что компания Vinci вложила около €100 млн евро ($136 млн) в местные экологические проекты.
Запросы в компанию от российских СМИ, включая «Газету.Ru», пока остаются без ответа. По словам директора по связям с общественностью и маркетингу ООО «СЗКК» Сергея Ильинского, компания не может комментировать позицию своих акционеров. Что касается самой СЗКК, то это специализированная компания, реализующая проект строительства и эксплуатации головного участка скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург на участке с 15-го по 58-й км, «который поможет разрешить транспортные проблемы существующей трассы М10 и северной части Московской области». На конец сентября 2013 года выполнено 60% земляных работ, возведено 68% искусственных сооружений, на 25% участка завершены асфальтовые работы.
Что касается структуры СЗКК, то она была образована в 2007 году на паритетных началах французской группой Vinci и российскими бенефициарами, «имеющими значительный опыт в реализации инфраструктурных проектов», рассказал представитель компании. В 2012 году 50% в ООО «СЗКК» было выкуплено ОАО «Мостотрест». Основные задачи компании: управление строительством, проектное финансирование, управление трассой в течение срока концессионного соглашения (31 год). По данным «Ведомостей», среди бенефициаров «Мостотреста» — бизнесмен Аркадий Ротенберг, топ-менеджеры транспортной группы «Н-транс» Константин Николаев, Никита Мишин и Андрей Филатов, а также НПФ «Благосостояние».
Между тем Vinci не намеревается ограничиваться головным участком трассы, а планирует участвовать в проекте и дальше.
Накануне главой правления госкомпании «Автодор» Сергеем Кельбахом были названы участники концессионного конкурса по участку скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург с 543-го по 648-й км. Среди них: международные компании Astaldi, Sacyr Concesiones, Vinci и российский ВТБ. Ожидается, что строительство участка трассы с 543-го по 684-й км стартует в 2015 году и завершится весной 2018 года, накануне чемпионата мира по футболу. Сроки заключения концессионного соглашения определены до 1 июля следующего года. Стоимость строительных работ, выполняемых концессионером, оценивается в 83,1 млрд рублей.