В четверг российские следователи продолжили предъявлять обвинения активистам Greenpeace и экипажу ледокола Arctic Sunrise. Накануне в здание СК по Мурманской области из СИЗО привезли 14 человек, всем им было предъявлено обвинение в пиратстве. С утра четверга из Мурманска стали поступать сообщения, свидетельствующие о том, что Следственный комитет не отступил от намерения осудить не только участников акции у нефтяной платформы «Приразломная», но и моряков с судна.
Первыми в четверг статус подозреваемого на обвиняемого сменили инженер-судомеханик Джонатан Битчем из Новой Зеландии и российский фотограф Денис Синяков.
Всего среди задержанных 13 активистов Greenpeace, 16 членов экипажа ледокола, а также Синяков, снимавший акцию экологов. Кстати, Синяков фотографировал нефтяную платформу и для самого «Газпрома». Его снимки вышли в последнем номере корпоративного журнала нефтяной компании, заявила «Эху Москвы» Галина Тимченко, главный редактор «Ленты.Ru», в которой работал Синяков.
Жена фотографа Алина Жиганова рассказала «Газете.Ru», что СК еще не ответил ей на просьбу о свидании с мужем. «Но я надеюсь, что в течение 10 дней разрешение придет», — пояснила она.
К вечеру в четверг СКР объявил о предъявлении обвинений всем задержанным по делу акции у «Приразломной».
«Обвиняемые не признают свою вину в инкриминируемом преступлении и в настоящее время от дачи показаний по существу обвинения отказываются», — говорится в официальном сообщении ведомства.
Как стало известно «Greenpeace России», в здании мурманского управления СК одному из задержанных — гражданину Великобритании стало плохо. Его увезли в больницу с сердечным приступом.
Обвинение прокомментировал глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов. Он заявил «Интерфаксу», что не видит оснований для уголовного преследования по статье «пиратство» задержанных на ледоколе Arctic Sunrise. «Их обвиняют в пиратстве. Думаю, для этого нет ни малейших оснований, — заявил Федотов. — У любого преступления есть состав. В составе преступления есть субъективная и объективная сторона. В данном случае, если говорить об обвинении их в пиратстве, ни малейших признаков субъективной стороны я не вижу».
За происходящим в России наблюдают правительства 15 государств (среди задержанных на ледоколе только четыре россиянина).
В среду МИД Аргентины направил российским властям письма с просьбой об изменении меры пресечения на домашний арест двум арестованным аргентинцам — второму помощнику капитана Эрнану Пересу Орси и активистке Greenpeace Камиле Эспесиале.
Глава ведомства Эктор Тимерман заявил, что страна предоставит «письменные государственные гарантии», а ответственность за соблюдение аргентинцами режима домашнего ареста возьмет на себя посол Аргентины в России, сообщает портал Infobae, цитируя главу МИДа.
Ранее Тимерман заявлял, что правительство не поддерживает Greenpeace, однако обязано оказывать помощь своим гражданам. «Мы не поддерживаем политику Greenpeace, но наша обязанность — оказывать помощь жертвам, оказавшимся в трудной ситуации, и это то, чем мы занимаемся по всему миру для аргентинцев, которые в этом нуждаются», — сказал глава аргентинского МИДа. Он заявил, что с первого дня после ареста двух молодых людей Аргентина была в постоянном контакте с их семьями и направила дипломата в Мурманск, чтобы связаться с аргентинцами. «Мы были первой страной, которая сделала это», — отметил Тимерман.
«Я обратился к правительству Российской Федерации из гуманитарных соображений, чтобы молодым людям разрешили телефонные контакты с их семьями», — заявлял он ранее.
Также ведомство наняло адвоката — «не для того, чтобы он вел дело от имени Аргентины, а чтобы он изучил дело и сообщил, как ведут дело другие адвокаты». «Я постоянно докладываю президенту Кристине Фернандес де Киршнер о случаях, когда аргентинцы за пределами страны нуждаются в нашей помощи», — рассказал Тимерман. Он пояснил, что действия Аргентины направлены «на соблюдение законов страны, где происходит событие», и что такая помощь ограничена международным правом.
В защиту своих граждан ранее высказались еще три страны — Финляндия, Нидерланды и Украина. Президент Финляндии Саули Ниинистё заявил, что консульство плотно работает с гражданкой страны Сини Саарелой, которая непосредственно поднималась с помощью альпинистского оборудования на борт нефтяной платформы. «Мы намерены потратить большие силы консульства на работу (с Саарелой), — заявил президент Финляндии. — Мы также пытаемся сотрудничать с другими странами, граждане которых были задержаны». Он отметил, что пока не планирует требовать от России освобождения активистки-эколога, так как это будет попытка воздействия на судебную систему другого государства. «Мы бы были не очень рады, если бы кто-то извне критиковал нашу административную и правовую систему», — добавил президент Финляндии, пояснив, что он ограничится моральной поддержкой активистки. При этом он добавил, что понимает позицию министра развития страны Хейди Хауталы, которая осудила выбор судом меры пресечения для задержанных.
Более резко высказалась Украина. МИД Украины вызвал в начале этой недели представителя посольства России и вручил ему ноту протеста.
«Мы выразили обеспокоенность по поводу нашего гражданина. Надеемся на объективное, справедливое решение по этому делу», — заявил украинскому интернет-изданию «Вести» глава департамента информационной политики украинского внешнеполитического ведомства Евгений Перебийнис.
Голландцы пригрозили России международным трибуналом.
Еще на прошлой неделе министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс уведомил парламент о своих переговорах с главой МИД России Сергеем Лавровым. Последний обещал коллеге предоставить больше сведений о судьбе задержанных. В конце концов Нидерланды заявили, что подадут на Россию в Международный трибунал по морскому праву.
В «Greenpeace России» «Газете.Ru» сообщили, что им неизвестно о поддержке со стороны других государств. «Даже про заявления Аргентины мы узнали из прессы», — пояснили в организации.