В понедельник Мещанский райсуд Москвы провел первое заседание по иску МОО «Общественный контроль» (Общество защиты прав потребителей) к Московскому метрополитену. Общественники считают столичное метро слишком шумным. Однако их доводов суд так и не услышал: по ходатайству ответчика слушание было перенесено на 6 ноября. Представители метрополитена запросили у суда время для проведения независимой экспертизы. Назначать экспертизу или нет, судья пообещал решить на следующем заседании. «За это время стороны должны четко сформулировать вопросы для этого исследования», — заявил он.
Правозащитники из ОЗПП утверждают, что в московской подземке существенно превышен допустимый уровень шума. На перегонах они зафиксировали шум выше 100 децибел, в то время как положено не выше 90 дБ.
Этого, в частности, требуют Санитарно-эпидемиологические правила и нормы метрополитена. В первую очередь, заявляют в ОЗПП, это касается Таганско-Краснопресненской и Замосковорецкой линий метро, где еще не пущены в ход поезда нового типа с соответствующей шумоизоляцией. Также правозащитники считают, что в метро истерлись напольные покрытия и выбоины в полу ряда станций опасны для пассажиров подземки.
«Общественный контроль» судится с метрополитеном уже не в первый раз. Правозащитники обращались в Мещанский суд летом 2010 года из-за плохой вентиляции в подземке: тогда температура на станциях поднималась до +32 градусов. Однако тот иск отклонили. Суд мотивировал это аномальными погодными условиями: в Москве стояла аномальная жара, а в Подмосковье горели торфяники.
«Честно говоря, сегодня мы тоже ожидали отказа, — рассказал «Газете.Ru» юрист «Общественного контроля» Олег Фролов. — Думаю, если суд вынесет решение по иску в нашу пользу, метрополитен должен будет форсировать решение по этому вопросу. Предмет сегодняшнего суда — это инициатива нашей организации, обычно граждане не обращаются с такими жалобами. Как правило, люди плохо осведомлены о своих правах либо не хотят тратить время на написание жалоб и обращаться в суд ради получения компенсации морального вреда 5–10 тыс. рублей за ненадлежащее исполнение услуги. То же самое можно сказать и об участившихся поломках на линиях, когда пассажиры вынуждены стоять в тоннеле по 40 минут».
На просьбу прокомментировать требования ОЗПП пресс-служба Московского метрополитена предложила «Газете.Ru» прислать официальный запрос, который будет рассмотрен в течение 10 дней.
«Шум вообще негативно отражается на здоровье человека, его замеряют и ограничивают именно санитарными нормами, — рассказала «Газете.Ru» председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко. — Эти нормы не являются абсолютными, существует еще и индивидуальная переносимость».
Бороться с шумом в метро, по ее словам, технически возможно, хотя это требует времени и денег. Существуют бесстыковые рельсы, определенные виды шпал, дорожное полотно, которое при прохождении состава снижает уровень шума и вибрации. Но у метрополитена нет возможности надолго вывести из действия какие-то участки пути, чтобы начать их интенсивно перекладывать.
«Все знают, как перегружено московское метро. Поэтому проблема шума может решаться только параллельно со строительством новых линий, которые позволят разгрузить наиболее перегруженные ветки, перевести с них потоки пассажиров, — говорит Степаненко. — Еще одна проблема московского метро — вентиляционные шахты. Они выведены на поверхность и забирают воздух из загрязненной и загазованной уличной среды. В подземном пространстве этот воздух воспринимается еще тяжелее, чем на поверхности, где есть ветер и осадки». Поэтому современными системами принудительной вентиляции должны быть оборудованы не только станции, но и вагоны поездов, заключила депутат.
В качестве примера оперативного ремонта можно вспомнить, как в 2011 году в кратчайшие сроки были проведены работы по устройству виброзащитного пути на участке от «Театральной» до станции «Тверская» Замоскворецкой линии. Тогда для улучшения акустики Большого театра этот перегон был закрыт на выходные в течение двух недель. Снижения уровня шума и вибрации добились с помощью установки специальных виброгасящих рельсовых скреплений и виброизоляционных матов.