Десятки непальских трудовых мигрантов погибли и еще тысячи находятся в ужасающих условиях труда на стройках в Катаре, где полным ходом идет подготовка к чемпионату мира по футболу 2022 года. Об этом пишет газета The Guardian. В распоряжение издания попали документы от посольства Непала в Дохе, в которых указано, что 44 непальских рабочих скончались в период с 4 июня по 8 августа. Более половины из них умерли от сердечных приступов, сердечной недостаточности или несчастных случаев.
Расследование, проведенное журналистами, показало, что некоторые непальские мигранты не получают зарплату в течение нескольких месяцев, у них отбирают паспорта, они не имеют доступа к бесплатной питьевой воде, работая при высокой температуре. Кроме того, 30 непальских граждан просили убежища в посольстве Непала в Дохе, не выдержав тяжелых условий труда.
«Мы хотели уволиться, но нам просто не дают такой возможности. Мы все здесь беспомощны. Я очень сожалею, что приехал сюда, но что я могу сделать», — рассказывает один из мигрантов, который работает на строительстве города Лусаил. В городе, который возводится с нуля, будет находиться 90-тысячный стадион. Как отмечает Guardian, документы у многих рабочих отобрали: они не имеют права покидать стройку, поскольку их могут арестовать за нелегальное нахождение в стране.
Представитель оргкомитета мундиаля-2022 сообщил, что он обеспокоен появившейся информацией. «В связи с полученными сообщениями будет проведена проверка», — сказал он.
«Мы работаем на пустой желудок в течение суток, — сообщил 27-летний Рам Кумар Махара. — Когда я пожаловался на это, мой менеджер напал на меня, выгнал из трудового лагеря, где я жил, и не стал мне ничего платить».
Согласно существующей в Катаре системе «кафала», у каждого неквалифицированного рабочего должен быть поручитель. В результате мигранты оказываются в двойной зависимости — от посредников, которые за них поручились, и от подрядчиков, которые отбирают у них паспорта и не платят зарплату по несколько месяцев. Все это является показателями рабства, как его в настоящий момент трактует Международная организация труда, утверждают журналисты. Guardian пишет, что в данный момент одно из богатейших государств мира эксплуатирует одну из беднейших наций.
«Информация, которую обнаружило издание, является доказательством систематического использования принудительного труда в Катаре, — заявил Эйдан Маккуэйд из Международной организации против рабства. — Уже слишком поздно говорить о том, что существует риск использования рабского труда в Катаре. Он уже используется».
В Катаре самое большое в мире соотношение количества мигрантов и местного населения: более 90% рабочей силы составляют мигранты, и ожидается, что еще 1,5 млн человек будут наняты, чтобы строить стадионы, дороги, аэропорты, гостиницы и другую инфраструктуру, необходимую для ЧМ-2022.
Причем более 40% мигрантов в Катар приезжают именно из Непала. Всего за последний год в Катар приехали около 100 тыс. непальцев.
Генсек Главной федерации профсоюзов Непала Умеш Упадяя посетовал, что всех в основном беспокоит лишь то, как экстремальная жара скажется на нескольких сотнях футболистов (эта проблема заставила многих футбольных функционеров задуматься о возможности переноса чемпионата на зиму). «Однако никто не думает о том, что приходится испытывать мигрантам, которые строят стадионы и чей рабочий день длится в восемь раз дольше, чем футбольный матч», — сообщил Упадяя.
Международная федерация футбола пока никак не прокомментировала ситуацию. Представители девелоперских компаний и власти Катара отрицают использование рабского труда. Они говорят, что постоянно проверяют условия, создаваемые подрядчиками для рабочих. «Устраиваются проверки, чтобы убедиться в том, получают ли рабочие зарплату вовремя. Если где-то нарушаются права людей, то министерство применяет штрафы и передает дела в суд», — заявили в министерстве труда Катара.
По некоторым данным, Катар потратит $100 млрд на инфраструктуру к чемпионату мира по футболу. Кроме девяти стадионов в стране будут построены новые дороги, 40-километровый мост, который соединит Катар и Бахрейн, высокоскоростная железнодорожная дорога, аэропорт и другие объекты.