Во вторник, за три дня до открытия в Сочи Международного инвестиционного форума (МИФ), Олимпийский парк, который в этом году стал местом проведения МИФ, оказался в водной блокаде. На новой олимпийской трассе, ведущей к спортивным дворцам, уровень воды поднялся так, что «ватерлиния» утонувшего прямо на проезжей части «КамАЗа» оказалась выше уровня его кузова. За сутки пути к парку удалось расчистить, однако, если дожди вновь возобновятся, подъезды к нему могут вновь оказаться под угрозой.
Во вторник днем оказалась затоплена и часть трассы на участке Адлер — Альпика-Сервис, ведущая к горному кластеру олимпийских объектов, в связи с чем движение по ней было полностью остановлено на несколько часов. На соседнем с этой трассой олимпийском инфраструктурном объекте — Совмещенной автомобильной и железной дороге Адлер — Альпика-Сервис — произошло переполнение так называемого регулирующего пруда: его не хватило для нормального отвода ливневых вод, в результате чего трасса также оказалась затоплена. Движение было восстановлено еще до вечера.
Впервые сирены массового оповещения о ЧС сработали в городе накануне около 15.00, периодически транслировалось предупреждение о необходимости быть готовыми к эвакуации. С утра среды сирены включали уже дважды.
По данным пресс-службы городской администрации, во вторник оперативным дежурным городской службы спасения был зафиксирован подъем уровня воды до опасных отметок: до выхода реки Сочи из берегов оставалось не более 20 см. Но режим ЧС в городе так и не ввели: спасатели ограничились тем, что около 23.00 обзвонили родителей, предупредив их об отмене занятий в школах и прекращении работы детских садов. Это первый внеплановый выходной в Сочи на этой неделе. В пятницу будет еще один, на этот раз плановый, посвященный открытию форума «Сочи-2013».
Штормовое предупреждение местная администрация распространила еще в понедельник. Однако за последний месяц, непривычно дождливый даже для субтропиков, таких предупреждений было объявлено не менее десятка — особого внимания на последнее никто не обратил.
Уже к середине дня в связи с повышением уровня воды в реках подтопленными оказались поселки Чвижепсе, Кепша, Нижняя Хобза, Вардане и частично Лоо. Эвакуировать пришлось жителей полусотни дворов. В настоящее время практически все они вернулись в свои дома. Во избежание трагедий было приостановлено электроснабжение этих населенных пунктов, что автоматически привело к ограничению подачи воды. К вечеру она была восстановлена.
Но вернулась вода не во все краны: в Дагомысе, Хобзе и одном из микрорайонов центра Сочи произошел прорыв водовода. Устранить аварию оперативно не удалось из-за сложного рельефа местности и погодных условий.
Во вторник же начался сход селей над поселком Кепша. Один из потоков сошел на трассу Адлер — Красная Поляна, рядом с самым крупным на этом направлении Кепшинским тоннелем.
К утру оставался затоплен поселок Мирный, находящийся в непосредственной близости от Олимпийского парка. Ситуация здесь осложнена загромождением ливневок строительным мусором.
А вышедшая из берегов река Херота в Адлерском районе Сочи подтопила поселок Орел-Изумруд.
Непроездными оказалась и большая часть внутригородских дорог. Проблема обостряется тем, что в Сочи практически нет путей объезда, а существующая дорожная сеть значительно ограничена строительными работами: в городе до сих пор ведется массовая замена подземных коммуникаций. Заодно продемонстрировано и качество уложенного к Олимпиаде дорожного покрытия: асфальт, которому нет еще и пары месяцев, буквально испещрен свежими ямами и выбоинами.
За время дождя оказались полностью — до уровня входа — затоплены все подземные переходы в центральной части города. Большинство из них было по олимпийским программам отремонтировано и реконструировано в этом году.
Накануне вода стояла и в сочинском аэропорту: затопленными оказались и новые трапы, и зал выдачи багажа. Перед новым железнодорожным вокзалом Адлера образовалась огромная лужа, глубина которой доходила до 70 см, затоплен единственный подземный выход на платформы железнодорожного вокзала Сочи.
Всего, по данным местных синоптиков, с начала сентября в столице зимней Олимпиады-2014 выпало три месячные нормы осадков.
Отметим, что до игр в Сочи осталось всего 130 дней. Все, что на сегодняшний день здесь построено и запущено, и есть наследство, которое достанется городу после подготовки к Олимпиаде. И наследство это таково: новые дороги и обновленное покрытие на старых дорогах тонут; во время подготовки к Играм так и не появилось водоснабжения в поселках, не была реконструирована в полной мере система водоснабжения города, зато полностью «убита» система ливневой канализации. В городе все прекрасно понимают: после Игр подобных вливаний в инфраструктуру Сочи не будет. Так что нерешенные проблемы теплоснабжения, водоснабжения и отсутствия канализации (как бытовой, так и ливневой) — это тоже «наследство» сочинской Олимпиады.