В пятницу Федеральная служба безопасности России передала материалы по инциденту с судном Arctic Sunrise организации Greenpeace в Северо-Западное следственное управление Следственного комитета России для возбуждения уголовного дела. «В порядке ст. 144–145 УПК проводится работа по подготовке материалов для направления в Северо-Западное следственное управление Следственного комитета РФ для дальнейшего процессуального решения», — сообщили в пресс-службе ФСБ.
В Северо-Западном управлении СК «Газете.Ru» подтвердили получение материалов.
«Материалы находятся на рассмотрении, процессуальное решение пока не принято», — сообщил собеседник.
Позже сайт СКР сообщил, что проверка проводиться по признакам преступления по статье «пиратство». «Пограничным управлением ФСБ России по Мурманской области в указанном происшествии усмотрены признаки преступления, предусмотренного ст. 227 УК РФ (пиратство), которое относится к подследственности Следственного комитета России», — сообщили в ведомстве.
Накануне сообщалось, что в четверг вечером морские пограничники высадились на находящийся в Печорском море ледокол Arctic Sunrise с вертолета. «Спустились 15 вооруженных автоматами и ножами пограничников. Несколько активистов успели запереться в радиорубке. Остальных собрали на вертолетной площадке, потребовали встать на колени, направив на них автоматы», — говорилось в сообщении на сайте российского отделения Greenpeace. Ледокол около трех месяцев находится в районе Карского и Печорского морей, протестуя против освоения Арктики нефтяными компаниями. Корабль ходит под флагом Нидерландов. В среду два активиста Greenpeace — гражданка Финляндии Сири Саарелла и швейцарец Марко Поло были задержаны российскими пограничниками после того, как попытались закрепиться на платформе Приразломная, принадлежащей «Газпрому».
По данным Министерства иностранных дел (МИД) России, 18 сентября, в 4.20 мск, с Arctic Sunrise были спущены четыре быстроходных катера, которые приблизились к нефтяной платформе Приразломная.
При этом катера буксировали неизвестный предмет в форме бочки, отмечается в сообщении министерства. Как пояснили позже экологи, это была капсула, предназначенная для того, чтобы «не дать активистам замерзнуть».
Активисты предприняли попытку высадки и проникновения на объект. «При этом действия нарушителей носили агрессивный и провокационный характер и имели внешние признаки экстремистской деятельности, способные привести к гибели людей и другим тяжелым последствиям», — говорится в сообщении МИДа. После задержания двух пассажиров было принято решение об остановке ледокола. Но на требования об остановке капитан Arctic Sunrise не реагировал, вышел из охранной зоны и остался у ее кромки. По данным ФСБ, в целях принудительной остановки корабля сотрудники ФСБ с вертолета Ми-8 в четверг высадились на борт. При этом, как уверяют в ведомстве, никакого оружия они не применяли. «В соответствии с федеральным законом от 17.12.98 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» принято решение о буксировании судна в порт Мурманска для проведения дальнейших процессуальных действий», — заявили в ФСБ.
Пресс-секретарь «Гринпис России» Мария Фаворская подтвердила, что Arctic Sunrise движется в сторону Мурманска.
«Да, ледокол действительно движется, и поскольку он контролируется ФСБ, то, наверное, его действительно буксируют», — сказала она «Газете.Ru».
По ее словам, с активистами на борту в последний раз удалось связаться только ночью. «Они жаловались на внезапные и агрессивные действия со стороны береговой охраны, — отметила Фаворская. — Они собрали всех под дулами автоматов, выломали дверь. У них все изъяли: компьютеры, телефоны — все, что нашли».
По мнению «Гринпис России», ледокол был захвачен незаконно.
«С помощью спутников мы отслеживаем все передвижения корабля. Сам ледокол не пересекал охранную зону, — заверила Фаворская. — Ее пересекали лодки активистов, но опять-таки это может быть поводом предъявить претензии к активистам в лодках, они, собственно, и были задержаны, но это никак не повод захватывать судно с помощью вертолетов и автоматов. А что касается обвинений, мне кажется, они просто смешны. Потому что Greenpeace своей 40-летней историей доказывает, что это организация ненасильственная, мы всегда выступали против оружия и военных действий. Это наш базовый принцип». По ее словам, в данное время у офиса «Газпрома» в Москве проходят одиночные пикеты, туда подтянулась полиция. Но пока никаких столкновений со столичными властями у экологов не было.
Ранее в МИД России был вызван посол Нидерландов Роналд ван Дартел, которому было сделано представление и вручена нота по поводу провокационных действий ледокола, который ходит под флагом Нидерландов. «В ноте действия экипажа судна под голландским флагом были квалифицированы как провокационные, создающие угрозу жизни людей и чреватые экологической катастрофой в Арктике с непредсказуемыми последствиями, — сообщает МИД. — К компетентным властям Королевства Нидерландов обращена настоятельная просьба незамедлительно принять соответствующие действенные меры, исключающие впредь повторение подобных акций». Представитель министерства иностранных дел в Гааге сообщил голландским СМИ, что на данный вопрос было обращено внимание и продолжаются переговоры с властями России о том, что произошло, передает «Би-би-си».
Морской эксперт, главный редактор сайта «Морской бюллетень» Михаил Войтенко считает, что в действиях активистов Greenpeace действительно присутствует провокация.
«Представьте, что какая-то локальная община протестует против того, что на их территории построили нефтебазу, и требует, чтобы ее убрали, — объяснил он «Газете.Ru». — Но ведь им в голову не приходит идти на территорию нефтебазы и там протестовать. Они протестуют около ворот этой нефтебазы, потому что прекрасно понимают, что нефтебаза — это объект повышенной опасности, на который в целях их же безопасности лучше не лазить. Протестуйте хоть до упаду, но не лезьте на объект повышенной опасности. Если говорить о морской безопасности, могу сказать, что просто появление постороннего человека возле нефтебазы или на борту танкера, транспортирующего нефтепродукты, — это само по себе чрезвычайное происшествие. Даже это требует расследования, от минимального, на уровне дежурного, руководителя или начальника смены, вплоть до следователя.
Потому что проникновение на нефтяную платформу может привести к экологической аварии. Там одной искры хватит, чтобы все к чертовой матери взлетело на воздух».
По его мнению, судно Arctic Sunrise действительно зашло в трехмильную зону безопасности, которая по всем международным нормам устанавливается вокруг объектов такого рода. «Они намеренно, специально пошли на конфликт, — считает Войтенко. — Проникновение такого рода на нефтяную платформу — это провокация. Они не могут не понимать, что нарушают элементарные правила безопасности, принятые во всем мире. Я уверен, что сейчас многие компании радуются, что Greenpeace наконец-то поставили на место».
По его мнению, действия активистов можно квалифицировать как экстремизм или незаконное проникновение на охраняемый объект. «Но если наши будут терроризм шить, это будет уже плохо, — отметил эксперт. — По идее у наших есть достаточно оснований, чтобы отбиться от нападок и выставить Greenpeace в неприглядном свете. Но если наши будут настаивать на терроризме и заведут очередное «болотное дело», тогда они выставят себя дураками. К сожалению, у наших властей проблема с чувством меры».