— Уже объявлено, что операция по защите Мылкинской дамбы войдет в учебники МЧС. Выпускники 2014 года будут на экзамене обсуждать детали работ на насыпи. Что, по-вашему, уникально в этой операции?
— Любая операция по предупреждению чрезвычайной ситуации в своем роде уникальна. Все случаи невозможно предусмотреть в инструкциях, как и здесь нельзя было предусмотреть, что водоналивные дамбы не установятся на скальную породу, так как она имеет острые края. Большое волнение на воде и необходимость наращивать дамбу тоже не позволяли применить водоналивные дамбы. Сейчас интернет пестрит сообщениями о том, что мы не умеем их ставить. Все мы умеем. Но в этих условиях такие дамбы нельзя было применить.
Еще одна особенность операции — обследование подошвы насыпи водолазами и установка блоков для разбивки направленного течения. Водолазы проверили основание и обнаружили один размыв. Он был небольшой, сантиметров 60–70 в диаметре, на глубине 1,5 метра. Оказалось, что за деревьями волна меняла направление, и образовывалось сильное течение, которое било в одну точку дамбы. Нам нужно было порезать волну. Было решено поставить бетонные блоки, о которые волна будет резаться. Размыв обнаружили утром 15 сентября, а уже днем с помощью вертолета был доставлен и установлен бетонный блок.
— Когда стало понятно, что ситуация на дамбе нестандартна и требуется находить новые способы ее защиты?
— Я прибыл на дамбу 3 сентября, тогда был первый сильный шторм. Тогда же стало понятно, что надо прорабатывать варианты по укреплению. Дамбу ставили стандартно: укрепили мешки с песком, уложили их плотно, подняли бруствер на высоту, которая могла удержать воду. Но обычно подтопления обходятся без волн. Обычно мы отгораживали участки земли, где нет такого волнения и масштабов воды. А тут мы фактически отгораживали море. Участок оказался значительный (длина дамбы составила 5 км. — «Газета.Ru»), плюс ветер. В итоге мы получили волны, и немаленькие. После того как я увидел, что мешки с песком держат эти волны совсем недолго — где-то около 20 минут, стало ясно, что надо принимать решение. Решили использовать водоналивные дамбы как щиты. Из одной такой дамбы получалось два щита. И они дали хороший результат.
— Можно ли было использовать какие-нибудь другие материалы, приспособления вместо водоналивных дамб? Все-таки они не предназначены для подобного использования.
— Все приспособления, которые у меня имелись в наличии, мы использовали. Понимаете, на тот момент, когда была опасность потерять дамбу в течение часа, это было единственное решение. Сейчас можно рассуждать о щитах, об иностранном опыте, но в тот момент, когда берег на моих глазах исчезал, ничего другого не было.
— Спасатели говорили, что один из самых сильных штормов был в ночь на 12 сентября.
— Штормов было несколько. Был 3 сентября, потом 5 сентября, где мы и использовали водоналивные дамбы для укрепления насыпи. После этого к тому, что было в ночь на 12 сентября и на 16 сентября, мы уже были готовы. Тогда никаких проблемных вопросов уже не было, просто шторм был очень сильный, даже эти дамбы рвались.
— Почему, на ваш взгляд, не выдержали мешки с песком?
— Я не технолог. Но в спокойной воде мешок будет лежать месяцами, и ничего с ним не будет. В полиэтиленовых мешках песок возить невозможно, в герметичных — нельзя, так как из них не сможет выходить воздух, когда их будут укладывать в дамбу и прижимать. Мешки нормальные, все оптимально, просто фактически мы держали море с его волнением и ударами волн.
Ситуация с защитой города стояла на личном контроле главы МЧС России Владимира Пучкова и его заместителей. Министр неоднократно был на дамбе. На дамбе находился, в том числе в сложные периоды, в ночные дежурства, директор департамента пожарно-спасательных сил МЧС России генерал Максим Владимиров. Министерство не снимало с контроля этот вопрос. Поставленные задачи были выполнены.
— На этой неделе было официально объявлено о спаде уровня воды у Комсомольска-на-Амуре. В настоящий момент работы на дамбе продолжаются?
— Да, тяжелая техника продолжает наращивание дамбы, а мы укрепляем берега. Высота дамбы составляет 6–10 метров в разных местах.