34-летнему Андерсу Брейвику разрешили учиться в Университете Осло. Еще месяц назад его заявка на прохождение курса политологии была отклонена руководством вуза, которое объяснило это тем, что отбывающий 21-летнее тюремное заключение убийца не окончил среднюю школу, напоминает The Telegraph. В частности, говорилось, что Брейвик не сдал экзамен по математике.
Впоследствии террорист вновь обратился в университет с просьбой разрешить ему изучать отдельные предметы в рамках курса. Университет предоставил ему такое право.
«Норвежский закон гласит, что все заключенные имеют право работать и учиться», — сказал Карл Густав Кнутсен, начальник тюрьмы «Шиен» на юго-востоке Норвегии, где сейчас содержится Брейвик. В это исправительное учреждение он был переведен в начале августа из тюрьмы «Ила» из-за многократных жалоб арестанта. Норвежский стрелок называл условия содержания в «Иле» пытками. Его главными претензиями было то, что охрана слишком пристально за ним наблюдает и что ему не дают общаться с другими заключенными.
22 июля 2011 года Брейвик, одетый в полицейскую форму, заложил две бомбы в правительственном квартале в Осло, а затем, вооружившись пистолетом и карабином, отправился на остров Утойя, где был развернут молодежный лагерь, и начал методично расстреливать безоружных людей. Во время двойного теракта погибли 77 и были ранены 242 человека. Суд признал Брейвика вменяемым и приговорил к 21 году тюрьмы.
Выжившие в бойне на острове Утойя были возмущены тем, что террористу дали возможность учиться. «Брейвик не заслуживает того, чтобы иметь возможность учиться», — написала в твиттере Ингрид Нимоен.
Ректор вуза Оле Петтер Оттерсен объяснил свое решение, написав колонку в The Guardian.
«Злодеяния, которые совершил Андерс Брейвик, испытывают нашу демократию и наши правовые институты, — подчеркнул он. — Почему мы не должны доверять нашей системе, когда речь идет о доступе к образованию? Наши правила говорят, что заключенный, как и любой другой гражданин в этой стране, имеет право получить высшее образование. То, что его заявка будет рассматриваться в соответствии с существующими правилами и положениями, не означает, что норвежцы не имеют права на гнев и мстительность. Это демонстрирует, что наши ценности в корне отличаются от его ценностей… Мы сохраняем наши правила ради самих себя, а не ради него».
Оттерсон заверил, что террористу будет разрешено учиться в своей камере, в которой не будет доступа к интернету. «Он не сможет покинуть тюрьму и пойти учиться в кампус», — пообещал ректор. По словам адвокатов, Брейвик надеется изучить теорию политики, международную политику и теорию государственного управления.
Несколько месяцев назад сообщение о том, что Брейвик собирается поступить в Университет Осло, всколыхнуло норвежское общество. Преподаватели политологии университета объявили, что не будут обучать террориста.
Министр образования Норвегии Кристин Халворсен даже заявила о намерении изменить законы, чтобы не дать ему учиться. «Право норвежских заключенных получать образование не может распространяться на Брейвика, — говорила она. — Ситуация особенная, так как мы имеем дело с массовым убийцей, который никогда не вернется в общество». Впрочем, министру так и не пришлось пойти на такие жесткие меры, так как Брейвику в поступлении было отказано.