В среду прокуратура Татарстана объявила о вынесении официального предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности руководителю Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Раису Сулейманову. По мнению силовиков, Сулейманов писал и говорил о том, чего нет: факты, изложенные в его статьях, по итогам прокурорских проверок не подтвердились.
Примечательно, что РИСИ, в состав которого входит возглавляемый Сулеймановым центр, был учрежден президентом РФ для решения важнейших государственных задач, в том числе информационного обеспечения политического руководства страны.
Интерес прокуроров вызвали интернет-публикации Сулейманова о якобы распространении в регионе радикального ислама, притеснениях мигрантами коренного населения, а также функционировании в республике военного лагеря ваххабитов.
Первая статья-предостережение «Русских в Татарстане ждет судьба русских Северного Кавказа», опубликованная на сайте «Национальный акцент», датирована 18 апреля 2012 года. Самый «свежий» материал — «На улицах Казани появились исламисты с символикой террористических организаций» — размещен на сайте ИА «Регнум» 19 июля 2013 года. Всего в материалах дела фигурирует пять публикаций. Все они, причем, до сих пор находятся в открытом доступе.
Автор предостережения, помощник прокурора РТ Сайяр Зиятдинов, рассказал «Газете.Ru», что к настоящему времени «накопилась критическая масса, поэтому ранее мер реагирования по отношению к Сулейманову не предпринималось и проверок не проводилось».
«Самое главное, что в своих «статьишках» он делает пугающие, оторванные от действительности выводы, — объяснил прокурор.
– Например, о том, что якобы работающее в Татарстане ваххабистское подполье действует при поддержке руководства республики. А также о том, что одни национальные группы притесняют другие (об этом, в частности, говорится в статьях «Татарская Кондопога: Курманаево» и «Деревни Татарстана заселяют мигранты-фундаменталисты: новая Кондопога?». — «Газета.Ru»). После анализа публикаций прокуратура инициировала проверки, нами были опрошены люди, которых Сулейманов относил к числу «притесняемых». В итоге ни один факт, изложенный Сулеймановым, не подтвердился, а все, о чем он рассказывает, — не более чем сплетни: жители упомянутых в статьях деревень Курманаево (Нурлатский район) и Шумково (Рыбнослободский район) ничего такого Сулейманову не говорили. Однако у обывателя, не посвященного в подробности дела, может возникнуть чувство вражды и ненависти по отношению к определенным национальным группам».
По словам Зиятдинова, те самые пугающие выводы сделаны Сулеймановым на основе нескольких отдельных фактов, в числе которых покушение на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийство его заместителя Валиуллы Якупова в июле 2011 года, размещенное на следующий день в интернете видеообращение человека с закрытым лицом, представляющего себя «Амиром Татарстана», ликвидация в 2010 году в Нурлатском районе боевиков-ваххабитов и обнаружение в 2005 году в лесах Татарстана оружейных схронов. О последнем факте, кстати, в своей книге «Закат казанского феномена» упоминал и экс-глава регионального МВД, а ныне руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров.
Помощник прокурора также отметил, что Сулейманов в одной из своих статей оперировал таким термином, как «ваххабистский холдинг».
«Под холдингом он имел в виду следующее, — уточняет Зиятдинов. – Ваххабистское бандподполье, которое якобы действует в Татарстане, существует на деньги отдельных предпринимателей, а гарантии неприкосновенности обеспечивает связь с высшим руководством республики. Так вот, в предостережении, в частности, говорится, что под понятие экстремистской деятельности подпадает в том числе обвинение руководителей органов государственной власти в экстремистской деятельности».
Сам эксперт, в свою очередь, считает, что прокуратура вместо того, чтобы заниматься самой проблемой, занимается теми, кто о ней говорит.
«Я весьма высоко оцениваю антитеррористическую и антиэкстремистскую деятельность ФСБ и МВД Татарстана, — сообщил Сулейманов «Газете.Ru».
— Прокуратуре же в этой части особо похвастать нечем. Вынося мне предостережение, сотрудники ведомства просто демонстрирует свое «рвение» перед вышестоящими чиновниками, явно недовольными тем, что проблема этнорелигиозных отношений становится объектом широкого общественного внимания и обсуждения. Им гораздо проще «заткнуть» меня, заставить прекратить исследовательскую деятельность».
Сулейманов также рассказал некоторые подробности состоявшегося днем ранее разговора с прокурором, итогом которого и было вынесение предостережения.
«Мне, в частности, указали на то, что в моей статье про ситуацию в деревне Курманаево говорится, что там проживают пять таджикских семей, в том время как, оказывается, их, по результатам прокурорской проверки, «всего» четыре, — пояснил он. — И то, что жители самого Курманаево отрицают факт конфликта с ними, меня не удивляет: на следующий день после моего разговора с ними в деревню приезжал глава района, который учил местное население, что надо будет сказать, когда приедет разбираться прокурор».
Впрочем, Раис Сулейманов заявляет, что не намерен прекращать исследовательскую деятельность, посвященную проблеме межрелигиозных и межнациональных отношений.
Представитель прокуратуры, со своей стороны, заявил, что если Сулейманов не остановится, как то предписывает вынесенное предостережение, у ведомства будут все основания для возбуждения уголовного дела по ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).