В Южно-Африканской Республике молодые супруги Хьюитт с маленькими детьми решили провести эксперимент и узнать, смогут ли они выжить в нищем квартале среди чуждой им культуры. Это решение шокировало их знакомых, так как семейство Хьюитт — белые представители среднего класса, а нищий квартал (в 12 километрах от их дома с четырьмя спальнями и бассейном) полностью заселен темнокожими. В стране, где последствия 40-летней политики апартеида (разделения людей по цвету кожи) все еще отчетливо чувствуются, такой эксперимент был воспринят как опасный и шокирующий, пишет The Guardian.
Спустя два десятилетия после отмены апартеида в ЮАР сохраняется четкое разграничение между богатыми пригородами и черными поселками, куда белый человек никогда не заезжает даже на автомобиле.
Семейство Хьюитт решило узнать поближе африканскую культуру, разбить расовые барьеры, а также привлечь внимание общественности к проблеме разделения людей.
Условия для жизни, по признанию экспериментаторов, были ужасающие. 34-летние предприниматель Джулиан Хьюитт, его жена — агент по продаже недвижимости Ина, а также их дочери двух и четырех лет переселились из своего огромного дома в лачугу без электричества и водопровода. Туалетом им служила яма во дворе. По территории то и дело шныряли крысы. А о стиральной машине им приходилось лишь мечтать.
Ине, по ее словам, больше всего не хватало душа. «Ванная в виде бадьи и одно ведро воды. Надо вымыть голову, тело, а потом использовать эту бадью для помывки посуды и стирки. Чтобы нагреть воду в ванной с помощью горелки, надо потратить около полутора часов», — рассказывает она.
Из предметов комфорта присутствовали матрасы на полу, пластиковые коробки для хранения одежды, рулон туалетной бумаги и жестяной чайник.
За месяц пребывания на вегетарианской диете оба супруга потеряли по пять килограммов. Зато такой дом — четыре металлических листа и крыша из гофрированного железа — стоил 10,7 фунта (555 рублей) в месяц. За месяц пара потратила всего 189 фунтов (около 9,8 тыс. рублей).
Вместо вечернего просмотра телевизора семья гуляла по городку и знакомилась с соседями. Обе стороны вначале испытали шок. Черное население, хоть и привыкшее к появлению туристов, откровенно глазело на светлокожих. А однажды, когда они заглянули в бар, где шла трансляция футбольного матча, двое африканцев подошли к ним и один из них сказал: «Ух ты, вы заставляете меня верить, что бог жив и поныне». А второй начал цитировать речь Нельсона Манделы об идеале, за который можно умереть.
Африканец пояснил, что этот идеал, цель, ради которой Мандела был готов умереть, — это возможность привести белых людей в такое место, как это.
Тому, что семья живет в таких же лачугах, как и они, никто из местных не верил.
Для семьи Хьюитт было удивительно, что все, кто их видел, подходили и здоровались, заводили разговор. При этом все африканцы были очень доброжелательны к ним. «Я задался вопросом: а если бы это был белый пригород и туда пришла бы компания черных, приветствовали бы хозяева гостей?» — говорит Джулиан.
Блог в интернете, который вела семья, привлек внимание общественности. Супруги писали, что среднему классу и богачам надо научиться эмпатии, надо почувствовать и понять, как живет бедное население. «Эмпатия имеет решающее значение для демократии, — писала в блог Ина Хьюитт. — Если нет сочувствия и понимания, как живется соотечественникам, то страна не может двигаться вперед. Мы хотим, чтобы наши дочери росли здесь, а не в Великобритании. Так что мы хотим, чтобы они знали и понимали реалии этой страны». По мнению экспериментаторов, обеспеченному населению в ЮАР легче жить в «пузыре», отгораживаясь высокими стенами от бедняков, а не строить мосты в их сторону.
Впрочем, у Хьюиттов есть и оппоненты, которые пишут к ним в блог и называют их эксплуататорами, подглядывающими за жизнью черных. Ведь после месяца в лачуге семейство вернулось в свой большой дом.
Семья признает, что они не строили школы, не пытались создать благотворительные организации. Однако для них первоочередным было общение с африканским населением. «Тот факт, что мы начали говорить с ними, ломает границы установок, которые действовали в сознании людей в течение трех с половиной веков», — говорит Джулиан.
Новые знакомые семьи показали ей новую цель. «Они хотели почувствовать другую культуру. Но в ЮАР 11 разных культур, и, только узнав все, можно стать настоящим южноафриканцем», — пояснил Эприл Матлала, сосед Хьюиттов по нищему кварталу.