В День знаний в России вступает в силу закон «Об образовании в Российской Федерации». Он придет на смену двум другим законам — «Об образовании» 1992 года и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года.
«Этот закон объединил все лучшие образовательные практики, которые сложились в российском и международном образовании. Основное его достоинство в том, что он представляет реальные механизмы для доступности качественного образования независимо от пола, возраста, места жительства», — сообщила в пятницу на пресс-конференции первый заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк.
За восемь месяцев, которые прошли с момента принятия закона, в 161-й федеральный закон были внесены поправки. Об этом сообщил председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики Александр Дегтярев, один из основных разработчиков документа. Законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму в августе 2012 года, ко второму чтению в него было внесено 1700 поправок, из которых 575 были учтены.
По словам Третьяк, наибольшие изменения в связи с вступлением в силу нового закона произойдут в сфере дошкольного образования. В четверг были утверждены новые Федеральные государственные стандарты дошкольного образования, главной особенностью которых стало то, что развитием детей будут заниматься в игровой форме, поэтому детский сад не станет «подготовительными курсами» к школе. «В последние годы произошла подмена функций. Детский сад стал начальной школой. Задача детского сада — не научить ребенка писать, считать, читать, а подготовить ребенка так, чтобы он хотел учиться и мог социализироваться в других условиях», — объяснила замминистра.
Новые стандарты дошкольного образования не предполагают никаких тестов для оценки дошкольников, чего боялись как эксперты, так и учителя. Плата будет взиматься только за услуги по присмотру и содержанию детей — на питание и на работу нянечек.
В нее не могут быть включены расходы, связанные с содержанием имущества. Министерство организовало мониторинг на предмет того, какие суммы сейчас платят родители за детский сад. В итоге рост оплаты за этот год составил не более 5%. Третьяк считает, что детские сады благодаря переходу на уровень субъектов РФ (до сих пор они подчинялись муниципальным органам власти. — «Газета.Ru») смогут стать доступными для всех детей. Однако замминистра не пояснила, за счет чего же увеличится количество детских садов. Переход на новые стандарты займет три года.
«Закон отдает приоритет инклюзивному образованию перед специальным образованием. Это значит, что образование все больше отвечает нуждам детей с ограниченными возможностями. Мы даем возможность учиться этим детям в обычных классах, но при этом не отказываемся и от определенных образовательных учреждений для этой категории», — сказала Третьяк. Однако если о детях-инвалидах закон проявляет заботу, то дети-сироты части своих льгот лишились. Так, теперь они будут поступать в вузы по конкурсу, тогда как раньше шли вне конкурса.
«Конституция предполагает получение высшего образования на конкурсной основе, — говорит Третьяк. — Введение внеконкурсного принципа вызывало вопросы. К тому же дети-сироты были не готовы к освоению университетской программы. Они воспользовались льготой, но их отчисляли после первого курса.
То есть они не получали высшего образования. Поэтому мы поменяли подход».
По мнению замминистра, ведомство создало реальный инструмент для получения детьми-сиротами бесплатного образования: теперь они имеют право учиться на подготовительных отделениях при вузах, но поступать в университеты будут на общих основаниях. Многие эксперты критиковали именно эту норму. В частности, первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин говорил, что детей из детских домов лишили очередной возможности к социализации.
По новому закону об образовании ученики имеют право на индивидуальный учебный график, что поможет, к примеру, совместить школьное обучение с семейным. В первую очередь, таким планом воспользуются дети, которые занимаются музыкой, спортом, искусством и не могут в обычном режиме посещать школу. Он подойдет для детей, которые поменяли школу, поскольку программы в школах могут различаться и им могут понадобиться дополнительные занятия. Также индивидуальный график рассчитан на детей с ограниченными возможностями, которые в силу разных обстоятельств не могут все время ходить в школу.
Закон, по мнению замминистра, ушел от излишнего администрирования образовательного процесса. «Мы отказались от деления образовательных учреждений на виды, что создавало необоснованные административные барьеры и ограниченные возможности в осуществлении образовательных программ. Например, лицеи не могли осуществлять образование с углубленной составляющей гуманитарного цикла или программы для детей с проблемами здоровья», — сообщила Третьяк.
Однако разделение школ на виды создавало не только административные барьеры, от этого зависело и финансирование учреждений.
Теперь же все школы и вузы перейдут на нормативно-подушевое финансирование. В частности, в школах Москвы на одного ребенка в год будет выделяться 63 111 рублей. Такое финансирование до 30% сократит нынешний бюджет школ.
Новый закон «Об образовании», как предполагается, также повысит прозрачность и открытость системы образования. Школы должны на своих сайтах размещать всю информацию, что даст больше сведений для родителей, а также позволит снять административную нагрузку с администрации школ. «Они не должны будут предоставлять эти сведения по запросу проверяющих органов, поскольку ее будут получать с сайтов учреждений», — говорит Третьяк.
Помимо этого закон вводит систему государственного мониторинга образования и независимую оценку качества образования. Также изменения произошли в роли родителей в деятельности образовательного учреждения. К примеру, они смогут участвовать в конфликтных комиссиях для решения проблем во взаимоотношениях между учениками.
Закон говорит о требованиях к одежде, устанавливается деловой стиль для школьников. Однако какой именно будет школьная форма, решат сами учебные заведения.
Впервые признается и особый статус педагога. «Впервые на государственном уровне введена гарантия уровня оплаты труда педагога, которая должна быть не ниже средней заработной платы по промышленности в каждом конкретном регионе», — говорит Третьяк.
Сейчас министерство проводит курсы повышения квалификации работников управления сферой образования. Их уже прошли порядка 2000 сотрудников. Еще один проект министерство реализует совместно с НИУ ВШЭ в регионах, куда приглашаются не только управленцы, но и работники образовательных учреждений, и родители. Таким образом ведомство знакомит с новым законодательством всех участников образовательного процесса.