Сотрудник МЧС тащит по двору села Кани Курган большой желтый цилиндр на колесиках — это тепловая пушка, которой будут просушиваться дома. Хозяйка дома поднимает тяжелую дверь в полу, открывая путь в подпол. Спустившиеся вниз спасатели передают наверх банки с вареньем и огурцами — в ближайшие несколько дней температура в подвале будет слишком высокой для консервированных продуктов. Эта зарисовка — стандартная картина последних дней для населенных пунктов Амурской области.
Чтобы просушить толстые бревна, набравшие воды во время наводнения, необходимо около трех суток.
Если дома оставить в полусыром виде, то в первые заморозки вода станет льдом, который буквально разорвет бревна, и к весне стены могут разрушиться. Кирпичные дома тоже сушатся.
Село Ивановка Ивановского района затопило полностью — вода в низинах доходила до окон. Сейчас вода ушла. Накануне спасатели откачивали воду из подвалов, выгребали ил и мусор из подворий. В среду приехали 20 машин, выгрузили 20 тонн песка, который сотрудники МЧС раскидывают по дорогам в качестве укрепления. По подсчетам местной администрации, в селе размыло 4,8 километра дорог. Часть спасателей собирают у людей сломавшиеся телевизоры, мебель, скукожившуюся обувь и испорченные ковры. Вещи скидываются в грузовик, который вывезет их на свалку. По домам развозятся тепловые пушки, чтобы просушить стены. В Ивановке работает 15 сотрудников МЧС — для этого села достаточно, говорят спасатели. «У людей полностью смыло огороды. Если что-то и осталось, то сгниет в ближайшее время, — говорит врио главы села Алексей Зотов. — Приезжали волонтеры, привезли гуманитарную помощь — продукты, воду, бытовую химию. Сейчас будем закупать дезинфицирующие средства. С водой у нас проблем нет: есть машина с питьевой водой, скважина, которая соответствует санэпиднормам. В колодцах пробы воды не брали, но пить ее не рекомендуем».
Этим двум селам повезло. В других поселениях есть дома, которые уже нельзя восстановить.
«В Амурской области более одной тысячи домов не подлежит восстановлению. Каждая семья должная знать, где будет построено жилье и когда», — сказал в среду глава МЧС России Владимир Пучков на заседании рабочей группы правительственной комиссии в Благовещенске.
Жители региона, оставшиеся без дома, должны решить: либо они получают государственный жилищный сертификат, либо под ключ строят жилье, добавил министр. Он заявил, что все пострадавшие получат федеральные выплаты за утраченное имущество. Первую материальную помощь, по словам Пучкова, на Дальнем Востоке получили уже 30 тыс. человек.
Всего в пяти дальневосточных регионах вода затапливала 150 поселков, из них более 80% в Амурской области. Сотрудники МЧС работают по всей этой территории. Доставляют хлеб и другие продукты питания, подвозят питьевую и техническую воду — для стирки и очистки домов, откачивают затопленные подвалы, помогают врачам с вакцинацией населения, восстанавливают электроснабжение, просушивают и включают трансформаторные подстанции, чистят скважины и колодцы, ремонтируют заборы и восстанавливают теплотрассы. В Благовещенске откачивать воду помогает пожарный катер. А на набережных вдоль рек Амур и Зея, на слиянии которых расположен город, спасатели начали демонтаж дамб: вода в этой части рек начала существенно снижаться.
«Сверху территория выглядит лучше, чем неделю назад», — рассказала «Газете.Ru» официальный представитель МЧС России Ирина Россиус.
«Мы прилетели накануне в Хабаровск, затем направились в Благовещенск и сегодня опять возвращаемся в Хабаровск, — говорит Россиус. — В Благовещенске наступает заключительная фаза ликвидации последствий ЧС. Приступаем к восстановлению социально значимых зданий. Съездили в пункты временного размещения людей (ПВР). Глава МЧС принял решение улучшить рацион питания — привезти в ПВР консервы и сгущенку».
Многие эвакуационные пункты расположены в школах. Люди живут в спортзалах и классах. Однако с приближением 1 сентября вставал вопрос о начале школьных занятий. «Этот вопрос сейчас решается. Мы отправляем дальневосточных детей в лагеря, где они начнут новый учебный год. Сейчас отправили 1200 детей в Приморский край и 300 детей в Анапу», — пояснила Россиус.
Заботы прибавляет трасса Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Там есть размытые участки, и на трассе скопились машины, ожидая своей очереди проехать через поврежденные места. «Туда направлены полевые кухни, чтобы накормить водителей. Работает группа психологов. Спасатели совместно с сотрудниками Минобороны ведут восстановительные работы на трассе», — говорит Россиус.
В Хабаровске еще ожидают пика паводка. По данным МЧС России, прогноз пока не меняется: максимум придет в начале сентября, и уровень воды в Амуре может превысить восемь метров. В настоящее время уровень воды у города составляет около 7,4 метра при историческом максимуме 6,4 метра. В Хабаровск доставляется насосная техника из других районов края.
Сейчас в городе работают около 160 откачивающих устройств — это и мощные насосные станции, и мотопомпы, и небольшие насосные установки. Но вода вытекает через ливневую канализацию.
Глава Хабаровска Александр Соколов думает о наступающей зиме. «До отопительного сезона остается совсем немного времени, а в городе затоплено 15 километров теплотрасс. Если к 20 сентября вода отхлынет от теплотрасс, то 1 октября сможем запустить отопление в домах хабаровчан, а потом попутно вести ремонтные работы», — цитирует Соколова сайт администрации города.
На Дальний Восток в ближайшие дни приедет президент России Владимир Путин. Сообщается, что он сформирует новую правительственную комиссию по чрезвычайным ситуациям и возглавит ее.