На дизель-электрической подводной лодке российского производства «Синдуракшак», стоявшей в порту Мумбая (Индия), в среду произошел взрыв. На борту мгновенно начался пожар. В результате 18 индийских моряков оказались в ловушке, сообщает Reuters.
Министр обороны Индии Аракапарамбил Куриен Энтони заявил, что все члены экипажа, находившиеся внутри лодки, погибли.
Более никаких подробностей он не сообщил. Взрыв произошел сразу после полуночи по местному времени (22.00 вторника мск). Пользователи социальных сетей быстро распространили фотографии происшествия, на которых видно, как большой огненный шар завис над стоянкой военно-морского порта, где находилась подводная лодка. «Есть люди, которые оказались в ловушке на борту, мы пытаемся их спасти, — заявлял пресс-секретарь флота. — Мы не сдадимся, пока не доберемся до них».
Трем морякам удалось спрыгнуть с судна, у них зафиксированы ранения различной степени тяжести. В данное время они находятся в военном госпитале. Возникший пожар был потушен спустя два часа после взрыва.
«Был громкий взрыв около полуночи, и я проснулся, — сказал сотрудник порта Дхармендра Джейсвэл. — Я увидел яркий горизонт и смог разобрать, что пожар или взрыв произошел внутри».
Аналитики предполагают, что на борту могла взорваться ракета, передает Sky News. «Многие вещи находились в непосредственной близости от взрыва: топливо, водород, кислород, взрывчатка, — сказал бывший командующий ВМС Индии Арун Пракаш. — Таким образом, малейшая ошибка могла спровоцировать начало огромной аварии. Есть также возможность саботажа. Я имею в виду, что все возможные причины должны быть рассмотрены, но саботаж, вероятно, самая последняя из них».
Представитель индийского военно-морского флота заявил, что взрыв, скорее всего, произошел в результате несчастного случая. При этом он добавил, что расследование причины происшествия продолжается.
Индийская подлодка «Синдуракшак» в начале этого года была на ремонте в России.
Капитальный ремонт понадобился после аналогичной аварии в 2010 году в южном порту Вишакхапатнам. Тогда погиб 24-летний моряк и еще двое были ранены. В том же году министерство обороны Индии заключило контракт с российским центром судоремонта «Звездочка» на $80 млн. В эту сумму входил не только ремонт, но и оснащение субмарины модернизированными ракетами, способными поразить цель на расстоянии 200 км. На момент взрыва подлодка имела российскую гарантию, а семь русских рабочих из центра «Звездочка» находились в порту Мумбая (в день аварии их не было на борту). Как сообщается на сайте центра «Звездочка», «Синдуракшак» после ремонта прибыла на военно-морскую базу Индии 29 апреля этого года. «В конце января 2013 года подлодка отправилась в длительное плавание, — говорится в сообщении. — Путь субмарины пролегал через Белое, Баренцево, Норвежское, Северное, Средиземное, Красное моря, Атлантический и Индийский океаны. По маршруту корабль заходил в Тромсе, Портсмут, Картахену, Александрию, Суэц, Джибути. Всего за три месяца корабль преодолел около 10 000 морских миль. В походе вместе с индийским экипажем участвовала гарантийная группа российской стороны в составе семи человек».
Ответственный сдатчик корабля Леонид Бибик, который входил в гарантийную группу, отчитался, что материальная часть корабля исправна, а замечания, полученные в ходе транспортировки из России в Индию, были устранены и субмарина готова к вступлению в строй.
В апреле ожидалось, что модернизированную подлодку посетит премьер-министр Индии Манмохан Сингх.
«Синдуракшак» была введена в эксплуатацию в 1997 году и была седьмой подлодкой из десяти, которую Индия приобрела у России в период между 1986-м и 2000 годом, отмечает «Би-би-си». Считалось, что подлодка должна прослужить еще девять лет. По информации центра «Звездочка», всего у них было модернизировано пять индийский подлодок. «Синдуракшак» — единственная из них, которая добиралась до Индии в ледовых условиях.
«Синдуракшак» — подлодка проекта 877 ЭКМ (по классификации НАТО — Kilo). ВМС Индии в разные годы закупили у России 10 субмарин проекта 877 ЭКМ, «Сундуракшак» была пятой из прошедших модернизацию лодок этого класса, сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе центра судоремонта «Звездочка». Там уточнили, что пока неизвестно, будут ли привлечены российские специалисты к расследованию обстоятельств взрыва. «Единственное, что можно сказать, — лодка прошла около 10 000 морских миль из России в Индию и уже совершила несколько боевых выходов. В Индии по-прежнему находится гарантийная команда, в ее составе 7 специалистов – пять из «Звездочки» и двое представителей контрагентов. В момент взрыва они находились в отеле, поскольку лодка уже использовалась ВМС Индии: по договору они не должны были присутствовать постоянно на субмарине и находились в Мумбае на случай технических консультаций», — рассказали в пресс-службе.
Эксперты в области вооружений полагают, что причиной пожара, вероятнее всего, стал человеческий фактор.
«Я такого инцидента припомнить не могу, это действительно чрезвычайное происшествие, — говорит «Газете.Ru» Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», эксперт в области торговли оружием. — Думаю, что причина пожара не связана с лодкой и оборудованием. Скорее всего, это какие-то действия экипажа, либо были нарушены правила безопасности, повлекшие такие последствия. Боекомплект сам по себе не взрывается, причина — пожар, а пожар, как правило, человеческий фактор. Но окончательные выводы, конечно, должна сделать комиссия».
Отметим, что Индия — крупнейший импортер российского вооружения. «В общем объеме закупок вооружений Индией на Россию приходится более 50%. Мне хотелось бы рассчитывать, что этот случай не повлияет на наше военно-техническое сотрудничество. По ряду военно-морских программ мы предоставляем Индии такие возможности, которые ни одна другая страна предоставить не сможет – с точки зрения тех систем и оружия, которые Индия получает от нас», — указал Коротченко.
На предприятии «Звездочка» не смогли уточнить, где — в России или в Индии — была застрахована субмарина.
Как отмечают западные СМИ, инцидент в порту Мумбая повлек наибольшее число жертв со времени взрыва 12 августа 2000 года на российской подводной лодке «Курск», затонувшей в Баренцевом море. Тогда погибли все 118 членов экипажа.