Власти столицы не намерены экспериментировать с противогололедными реагентами, заявил во вторник заместитель мэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков. «Мы ничего нового не планируем, — пояснил Бирюков. — Будем закупать все, что было в прошлом году». Он отметил, что планируется использовать несколько видов реагентов.
«Жидкие — до минус 8 градусов, до минус 12 — комбинированные, а дальше — твердые. За полчаса до снегопада будем рассыпать реагенты», — сообщил Бирюков.
На вопрос, планируется ли перенимать опыт уборки в Европе, заместитель мэра заявил, что европейцы сами приезжают в Россию, чтобы поучиться убирать снег. «Постоянно приезжали к нам в последние годы. Всему, что делает Европа, они учатся у нас», — сказал Бирюков.
Реагенты мэрия Москвы готовит с лета. На сайте госзакупок появились около десятка заказов на закупку противогололедных материалов.
Общий вес закупок составляет почти 300 тыс. т. Из бюджета Москвы планируется потратить более 4 млрд рублей.
Зимой на улицах можно будет встретить реагенты на основе хлористого кальция с другими хлоридами — натрия и калия. Также в заявках присутствуют мраморный щебень (карбонат кальция), соль муравьиной кислоты (формиат натрия) и отдельно пищевая соль (хлорид натрия). Аналогичные заявки выставлялись на сайте госзакупок последние два года. Только в октябре 2012 года к списку добавился хлористый магний. Но после скандала, который подняли экологи, он был запрещен. От этого реагента уже отказывались в 2006 году из-за тенденции к накоплению в почве и воде аниона магния, что опасно для растений и почвы.
Оставшиеся реагенты, как заявил Петр Бирюков, соответствуют российским стандартам и нормам.
«Газета.Ru» попросила экспертов, проводящих химические анализы, прокомментировать выбор мэрии. «Московские власти постоянно экспериментируют с антигололедными реагентами, так как климат в столице довольно уникальный, за время зимы наблюдается около трех перепадов температур через ноль», — пояснила «Газете.Ru» заместитель заведующего физико-химической лаборатории «Экостандарт» Анна Ежова. Она напомнила, что с 1992 по 2000 год на дороги ежегодно высыпали 350 тыс. т технической соли вперемешку с песком. «Солевая нагрузка на город была колоссальной, в конце концов это стало видно даже неспециалистам, — говорит Ежова. — Зеленые насаждения попросту умирали. Когда город стали озеленять заново, пришлось срезать десятисантиметровый слой почвы, и даже тогда прижились только 50% посаженных деревьев».
Посмотрев заявки от департамента ЖКХ и благоустройства Москвы, Ежова отметила, что мраморный щебень будет засорять канализацию.
«Мрамор стирается шинами в пыль, которая затем поступает на газоны и в почвы. А при весеннем снеготаянии попадает в канализацию, засоряя ее. Как следствие, возможно подтопление улиц города, — говорит эксперт. — Хлорид натрия (пищевая соль) повышает солевую нагрузку на город и портит нашу обувь. А засоленная почва негативно влияет на рост растений».
Хлорид калия запрещен для использования в городах, говорит эксперт.
Но у него хорошая растворимость и ниже точка замерзания, поэтому его нужно меньше для обработки улиц, чем других хлоридов. «Как химик-технолог, могу сказать, что смесь хлоридов натрия, кальция и калия будет работать эффективнее при более низкой температуре, а нагрузка на почву и коррозийная активность такого состава будет значительно ниже, чем у технической соли, — поясняет Ежова. — Но не стоит игнорировать факт, что техническая соль дешевле антигололедных реагентов и могут возникать случаи подмены».
Отказываться от реагентов столичные чиновники не намерены, так как альтернативы им пока нет.
Европейская технология укатывания снега в России не сработает, добавляет Петр Бирюков.
Он напомнил, что прошлой зимой выпало 3,3 м снега. «Представляете, мы укатали бы этот снег. Даже если с уплотнением один к десяти, то что получится? 33 см льда», — пояснил Бирюков. По его словам, в России один выход — убирать с улиц снег. «Мы с вами и шага не сделаем, если не будем убирать снег. Мы снег убирали и будем убирать», — сказал он.