В Техасе во вторник военный суд приступил к слушаниям дела майора армии США, обвиняемого в массовом убийстве. Военный психиатр Малик Хасан предстал перед военным судом на базе Форт-Худ, передает агентство Reuters. 5 ноября 2009 года 42-летний врач устроил стрельбу на территории Форт-Худа. В результате погибли 13 человек и более 40 были ранены. Хасану предъявили обвинения по 13 пунктам, связанным с предумышленным убийством, и по 32 пунктам, связанным с покушением на предумышленное убийство.
Хасан принял решение самостоятельно представлять себя в суде.
В ходе предварительных заседаний на прошлой неделе он сообщил, что планирует вызвать в суд еще двоих свидетелей. Их имена не разглашаются.
Во вторник его привезли на заседание в инвалидной коляске: во время задержания обвиняемого ранили, и теперь нижняя часть тела у него парализована. В суде Хасан произнес короткую речь. В течение двух минут он рассказывал, как проникся идеями джихада, мусульманской священной войны против США. «Я был на стороне чужих, но теперь я перешел на другую сторону, к своим», — равнодушно заявил психиатр на заседании. Во время суда Хасану показали главную улику — оружие, из которого он стрелял. «Ваша честь, это мое оружие. Я стрелял», — заявил Хасан.
После этого сторона обвинения зачитала присяжным материалы дела о событиях того дня. Прокурор напомнил, что Хасан открыл стрельбу за несколько дней до того, как его должны были перевести в Афганистан, и позже заявлял, что таким образом он хотел остановить «войну США против ислама».
«Судя по его показаниям, Хасан не хотел ехать с военной миссией в Афганистан и собирался убить как можно больше солдат в соответствии с его убеждениями о джихаде», — заявил прокурор полковник Стив Хенрикс.
Один из пострадавших в перестрелке, сержант Алонсо Лансфорд, до сих пор с ужасом вспоминает трагедию. По его словам, Хасан находился в кабинете, где проходило медицинское освидетельствование солдат. Он достал оружие и с криком «Аллах акбар» начал стрелять. Солдаты попытались укрыться от пуль, но в кабинете было негде прятаться, а сам Хасан стоял у двери, заблокировав выход.
«Майор Хасан наставил на меня винтовку. Я почувствовал на себе светящуюся точку лазера наводки и моргнул. Он выстрелил. Пуля задела мою голову, и я упал навзничь, — рассказал Лансфорд. — Я попытался переползти ближе к столу, чтобы укрыться там, и тут он ранил меня в спину. В этот момент я решил притвориться мертвым, а тот занялся другими». Потом Хасан вышел из здания и начал стрелять в солдат на улице, постоянно перезаряжая винтовку. В это время его и задержали. В момент задержания в Хасана выпустили семь пуль: две попали в голову, две — в живот, одна — в спину и еще две — в левый бок. Хасан не стал задавать Лансфорду дополнительных вопросов.
Начало судебных слушаний неоднократно откладывалось по разным обстоятельствам. Одной из преград к началу заседаний стало то, что в тюрьме Хасан отпустил бороду (в соответствии с нормами ислама).
Обвиняемый до сих пор считается военнослужащим, а военным не положено носить бороду.
Ранее Хасан предлагал судье трибунала Таре Осборн признать себя виновным. Хасан надеялся, что в обмен на признание сторона обвинения откажется от требования для него высшей меры наказания. Впрочем, Осборн не согласилась. Таким образом, если все члены жюри присяжных — 13 военнослужащих — признают подсудимого виновным, его ждет смертная казнь в Форт-Левенворте, штат Канзас. Последний раз в США смертный приговор военного трибунала был приведен в исполнение в 1961 году.