Осташковский районный суд Тверской области в четверг приговорил школьного учителя Илью Фарбера, обвиняемого в вымогательстве взятки и злоупотреблении служебными полномочиями, к семи годам и одному месяцу колонии строгого режима и штрафу в 3 млн рублей.
Судья Алексей Лебедев рассматривал громкое дело повторно после отмены предыдущего решения Верховным судом.
«Фактически судья снова огласил обвинительное заключение, признав отца виновным по всем статьям: ч. 5 ст. 290 (вымогательство взятки), ч. 3 ст. 290 (получение взятки должностным лицом), ч. 1 ст. 285 (злоупотребление должностными полномочиями)», — рассказал сын учителя Петр.
На стадии прений гособвинитель потребовал приговорить Фарбера к семи с половиной годам колонии строгого режима и штрафу в размере 3,1 млн рублей. Фарбер, выступая в четверг с последним словом, заявил, что не совершал преступления. «Сегодня 692-й день, как я под стражей. Семь с половиной лет — это дикость.
Прокурор не сам этого требует, он советовался с областным руководством и ничем не обосновал свое решение. Он прочитал всем лекцию о том, как вредно брать взятки, а затем огласил обвинительное заключение, которое составлял следователь, — цитирует Фарбера портал «Сноб». — Около года мне не давали свидания с семьей, не передавали письма от детей, гоняли по камерам с убийцами, заключали в карцер. Можно все это учесть и решить, что достаточно надо мной издеваться. Я прошу прислушиваться к моим словам и не воспринимать их как формальность.
И я не говорю про состояние здоровья. В СИЗО я видел, как поднимаются в камеры слепые и безногие, как безрукого вносят в камеру и вся камера обсуждает, чем же он совершит преступление, если оставить его на свободе. Поэтому я не жалуюсь на здоровье».
Еще в 2010 году художник Илья Фарбер переехал в село Мошенка Тверской области, где устроился учителем рисования, музыки и литературы в местную школу. Москвич Фарбер решил переехать в деревню, потому что узнал, что по госпрограмме через несколько лет работы сельским учителем ему дадут в деревне землю под дом. Он развернул активную творческую работу.
Через какое-то время глава сельской администрации Любовь Валеева, которая была хорошо знакома с Фарбером, назначила его директором местного дома культуры, где долгое время продолжался ремонт. Фарбер хотел разорвать контракт с подрядчиком Юрием Гороховым и его компанией «Горстрой-1», которая затягивала ремонт, однако тот пообещал, что завершит все работы в скором времени.
Правда, денег на выполнение ремонта у подрядчика не оказалось. Средства, выделенные на проведение ремонта по тендеру (а это 2,5 млн рублей), должны были поступить к подрядчику только по завершении ремонта. По словам Фарбера, он давал Горохову на ремонт собственные деньги в долг, которые тот обещал вернуть. Никаких расписок с предпринимателя учитель не брал, а договоренности были только на словах.
По версии защиты, 9 сентября 2011 года Фарбер приехал в Тверь за долгом к Горохову и получил от него 132 600 рублей. Сразу после этого учителя задержали оперативники ФСБ. Ему предъявили обвинение в вымогательстве. По словам подрядчика Горохова, он передал Фарберу указанную сумму и еще 300 тыс. рублей до этого в качестве взятки, чтобы Фарбер подписал акт приемки работ, за которые городская администрация должна была перевести полагавшиеся по тендеру 2,5 млн рублей.
Как утверждает обвинение, работы были проведены не в полном объеме и, подписав указанный акт, Фарбер причинил ущерб бюджету в размере 941 тыс. рублей.
10 августа присяжные в Тверском областном суде признали его виновным. Суд приговорил Фарбера к восьми годам колонии строгого режима и штрафу в 3,2 млн рублей за получение взятки, вымогательство взятки и злоупотребление должностными полномочиями. Однако 28 ноября прошлого года Верховный суд этот приговор отменил.
Нарушения на стадии судебного делопроизводства стали объектом внимания общественности и СМИ во многом благодаря публикациям «Новой газеты». Так, вслед за изданием многие процитировали фразу гособвинителя Павла Верещагина: «А может ли человек по фамилии Фарбер бесплатно помогать деревне?»
После повторного обвинительного приговора Российский еврейский конгресс уже объявил сбор средств в помощь Илье Фарберу и его семье. «Мы не идеализируем Фарбера и не ставим его в пример другим. Но чувство симпатии и сострадания к этому человеку, представителю нашего народа, оказавшемуся в труднейшей жизненной ситуации, обязывает нас протянуть руку помощи ему и его семье. У 38-летнего Ильи Фарбера трое детей».