Власти Норвегии не хотят позволить поступить в вуз жестокому убийце Андерсу Брейвику. На днях 34-летний обитатель тюрьмы «Ила» отправил документы на факультет политологии университета Осло. О своем желании выучиться на политолога Брейвик говорил еще в прошлом году во время суда.
Министр образования Норвегии Кристин Халворсен заявила телеканалу TV2, что у нее есть право изменить законы, чтобы не дать учиться Брейвику, устроившему бойню на острове Утойя и два взрыва в столице страны. Во время двойного теракта погибли 77 и были ранены 242 человека.
«Право норвежских заключенных получать образование не может распространяться на Брейвика, — подчеркнула министр. — Ситуация особенная, так как мы имеем дело с массовым убийцей, который никогда не вернется в общество». Халворсен добавила, что вопрос изменения законодательства надо обсудить с министерством юстиции.
Преподаватели политологии университета Осло вздрогнули, услышав, кто может оказаться в числе их студентов. Некоторые из них уже объявили, что не будут обучать Брейвика. Ректор вуза Оле Петтер Оттерсен подтвердил, что лекторы имеют такое право. Впрочем, сам ректор решил придерживаться закона и соблюсти правила поступления.
«Я понимаю, что будет реакция, это естественно для людей. Но мы не можем никому отказывать в обучении», — сообщил ректор, пообещав не делать разницы между заявками Брейвика и других абитуриентов.
Начальник тюрьмы Кнут Бьяркейд тоже выступил на стороне Брейвика. «Тюрьма всегда будет способствовать получению заключенными образования, чтобы они могли найти работу, когда выйдут на свободу», — заявил Бьяркейд. Противники этой идеи напоминают, что Брейвик осужден на максимально большой срок — 21 год, но законодательство разрешает продлевать его бесконечно. Учитывая тяжесть преступления, Брейвик, по всей вероятности, вряд ли выйдет из тюрьмы.
Адвокат осужденного Гейр Липпестад нервно отреагировал на заявления соотечественников, в том числе министра, о том, что Брейвик никогда не покинет тюрьмы. Он пояснил, что дискуссии о правах убийцы весьма опасны. «Если через несколько лет Брейвик заболеет или потребуется необходимость хирургического вмешательства, должны ли мы тогда думать, что он все равно никогда не выйдет на свободу, а значит, и операция ему не нужна? Неужели минздрав откажется принимать его?» — возмутился Липпестад, намекая на дискриминацию. По мнению адвоката, отказывать осужденному в праве учиться — это «одна из форм пыток».
«Я считаю, что это своего рода пытка — не дать ему никакого смысла для жизни следующие 20—30 лет тюремного срока», — сообщил адвокат.
«Например, если изолировать человека в тюрьме, оставить его без возможность общаться с другими заключенными, то это повредит его здоровью. Мы должны относиться к людям порядочно, даже если они совершили ужасные вещи. Если мы не будем так поступать, то можно начать обсуждать введение смертной казни», — пояснил Липпестад.
Сам Брейвик, находящийся в трехкомнатной камере с тренажером и компьютером, уже жаловался на «неописуемые проявления садизма». Например, ему не нравилось, что за ним наблюдают во время бритья и чистки зубов. Он расценивал это как психологическое давление и реже решался соблюдать гигиену. Заключенному не нравилось, что его ежедневно обыскивают женщины-надзиратели. Кроме того, Брейвик составил расписание сотрудничества с надзирателями и был расстроен, что они не соблюдают его график. Также осужденному категорически не нравился безопасный резиновый карандаш. После этой жалобы руководство тюрьмы позволило ему писать обычным карандашом.
«Если бы я не был экстраординарно терпеливым человеком, я бы, вероятно, уже лишился рассудка от безысходности. Есть предел того, что может вытерпеть человек», — жаловался массовый убийца.
Свое преступление Брейвик готовил несколько лет: тренировался в стрельбе, играя в компьютерную игру, перед нападением накачал мускулы, загорел и сделал несколько фотографий в различных костюмах, чтобы предстать в прессе в красивом образе. 22 июля 2011 года Брейвик, одетый в полицейскую форму, заложил две бомбы в правительственном квартале в Осло, а затем отправился на остров Утойя, где был развернут молодежный лагерь, и устроил там массовую бойню. Суд признал Брейвика вменяемым и приговорил к 21 году тюрьмы. Этот срок может быть продлен, если суд решит, что заключенный продолжает представлять угрозу обществу.