Госдума предлагает штрафовать врачей, которые не дают женщинам времени на раздумья — делать аборт или нет. По действующему законодательству аборты проводятся при сроках беременности 4–7 недель и 11–12 недель не ранее 48 часов с момента обращения женщины в клинику. Если же женщина находится на 8–10-й неделе беременности, то операция разрешена не ранее семи дней с момента обращения в клинику.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, время на раздумья предлагается женщине для того, чтобы она приняла «осознанное и добровольное решение об аборте либо об отказе от него». Однако, как показал мониторинг применения закона «Об основах охраны здоровья граждан», в частности, статьи 56, где говорится об искусственном прерывании беременности, утверждают авторы нововведений, требование о сроках на раздумья не выполняется.
Как считают законодатели, причиной невыполнения данных требований является отсутствие юридической ответственности медицинских работников. По их мнению, это «порождает безнаказанность и не защищает право беременных женщин на материнство», принятие поправок же позволит усилить ответственность медиков за несоблюдение законных требований, а также «будет способствовать более эффективному решению задач по охране материнства и детства». По действующему законодательству, ответственность, и только лишь уголовная, предусматривается за аборт, если он был сделан человеком без специализированного медицинского образования.
В случае принятие поправок, если врачи не будут давать женщине время на раздумья, их можно будет привлечь к административной ответственности. Для этого главу 6 (административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность) Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) планируется дополнить пунктом 6.22 — «Незаконное проведение аборта».
В частности, «граждан» будут штрафовать на сумму от 3000 до 5000 рублей, должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей, юридических лиц — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Кого законодатели имеют в виду под «гражданами», остается непонятным. Возможно, это врачи частных клиник, где выполняются аборты. Однако остается неясным, для чего было разделять врачей на разные категории — государственных и негосударственных, хотя суть их работы одна и та же.
Поправки инициировали четверо депутатов: Елена Мизулина, Александр Жуков, а также Ольга Баталина (ярая сторонница «закона Димы Яковлева») и Ольга Епифанова (она известна заявлениями о том, что волонтеры мешают работе полиции при поиске пропавших детей).
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты оценили новшество неоднозначно.
«Административная ответственность за нарушение правил должна быть, иначе зачем тогда нужны правила.
К тому же аборты — это крайняя мера, тем более с учетом тех демографических проблем, которые ожидают нас с 2016 года», — считает президент «Лиги защитников пациентов» Александр Саверский. Как рассказал эксперт «Газете.Ru», отследить сроки, на которых делается аборт, и сроки, которые дают врачи на раздумья, очень сложно. «Женщина может прийти на 13-й неделе, а ей напишут 11-ю неделю — кто и как это проверит? Все равно будет черный рынок абортов, тем более раз появится административное наказание», — считает Саверский.
Больше всего эксперта интересует, кто будет налагать это административное наказание. В законопроекте прописана норма о том, что протоколы об административных правонарушениях за незаконные аборты будет составлять полиция. Но остается открытым вопрос, насколько профильная это для нее работа.
«Этот вопрос давно поднимался. В том числе говорили о том, что в каждой клинике должен быть психолог, который работал бы с женщинами, — рассказывает «Газете.Ru» акушер-гинеколог Татьяна Кузнецова. — Но выполнить требование о том, чтобы в каждой клинике был психолог, нереально. Когда женщина приходит на аборт, гинеколог сам проводит с ней беседу и сам становится в какой-то степени психологом, выясняет, почему она идет на этот шаг». По словам врача, в большинстве клиник аборты не делаются в тот же день — дается два-три дня как минимум, чтобы женщина сдала анализы.
«Я помню период, когда аборты были запрещены в принципе. Я тогда была студенткой, в морг при Больнице Склифосовского привозили каждый день по 5–10 трупов женщин, которые умерли от нелегальных абортов.
Я не совсем понимаю, почему должны наказывать врача, если женщина пришла с осознанным решением. Врач объясняет, какие могут быть осложнения. Если в одной клинике женщине откажутся делать аборт, она может пойти в другую или вообще оказаться у какой-нибудь бабки», — рассказывает Кузнецова.
Опрос, который был проведен Левада-центром в конце июня, показал, что 59% граждан относятся отрицательно к новым ограничениям на аборты. Кроме того, 67% опрошенных считают, что руководству страны следует оставить решение проблем, связанных с абортами, на усмотрение людей, которых это касается.
Всего 17% граждан поддерживают штрафы или тюремное заключение для тех, кто делает аборты и кому делают аборты, 78% говорят, что необходимы просветительские программы, консультирование и социальная помощь. При этом 54% опрошенных считают, что аборты должны быть разрешены и проводиться по желанию женщины, тогда как в 1998 году такой ответ давали 65% опрошенных. Разрешать аборты только при определенных обстоятельствах считают возможным 32% граждан, в 1998 году согласных с этим было всего 18%.