В июле 2013 года в Великоустюгском районе Вологодской области открыли новый туристический маршрут – Митькину дорогу. «Вы, как указатель на Кичугу увидите, оглядитесь по сторонам, там ее видно будет. Не заблудитесь», — северной скороговоркой советует нам Люба Данилова, краевед и автор — составитель книги «Так и жили Нутрихины» о Митькиной дороге.
Большая дорога из Вологды в Великий Устюг идет вдоль реки Сухоны, от того и зовется в народе Сухонским трактом. За одним из плавных, словно речных заворотов, после моста через реку Стрельна, приток Сухоны – дорожный знак «Кичуга». На одну сторону отходит автомобильная дорога на поселок Кичуга, а на другую как раз она – Митькина дорога: в глаза бросается деревянный мосток через кювет и живописная пешеходная тропа по еловому лесу с настилом по болотинам.
Семь верст
Митькина дорога, как говорят, и не без основания, местные жители, это лучший памятник любви. Дело было так. В деревне Чермянино на Сухоне чуть более ста лет назад жила большая семья Нутрихиных. Глава семьи, Дмитрий Константинович, отец десятерых детей, работящий хозяин. Известно про него из рассказов односельчан, что «табака не курил, вина не пил, сахара не едал». Все хорошо складывалось в жизни Нутрихиных, но однажды заболела жена Дмитрия, Павла Павловна.
«Дмитрий Константинович дал обет, что если выздоровеет супруга, то проложит он дорогу от Кичуги к местному приходскому храму Богоявления на реке Стрельне. А это целых семь верст, — рассказывает Люба Данилова. — От Кичуги, потому что Чермянино на другом берегу Сухоны».
В итоге Павла выздоровела, и ее муж исполнил свое обещание. «Дорог летний день. Между весенней пахотой, сенокосами да уборкой урожая уходил Митька в лес, брал с собой котомку сухарей. Валил лес, настилал гати, вел дорогу к храму. А чтоб силы поддержать, домой не возвращаясь, ел размоченные в лесных лужах сухари…», — так вспоминала о строительстве дороги одна из стреленских бабушек. Ее слова приведены в книге «Так и жили Нутрихины».
Дорога для людей
Прокладка дорог в России всегда оставалась государственной задачей. Однако на Севере с его необъятными лесными пространствами торными путями долгое время служили реки. Постепенно появлялись и торговые тракты между крупными городами. Несколько таких сходились к неофициальной столице всего европейского северо-востока Империи – уездному городу Великий Устюг.
И лишь с началом демографического взрыва в конце XIX века встал тут вопрос о сети местных грунтовых дорог, от села к селу, от поселений к церкви, волостному центру.
Дмитрий Нутрихин обет о дороге дал неспроста. К 1913 году в Чермянине жили более двухсот человек. По большей части родственники. Почти все в деревне носили фамилию Нутрихины. Всей общиной ходили в церковь на праздники и единолично в центр волости по разным иным делам. Дорога была не прихотью, а необходимостью. Уже после строительства дороги Дмитрий Константинович с подросшими сыновьями намостил километровый настил от своей деревни Чермянино до Чистого болота.
Тропа-памятник
XX век пройдется по северной русской деревне катком. Какая там пешеходная тропа, если все Чермянино вымерло, как затихла жизнь в большинстве присухонских деревень в округе. Но вот собрались потомки Нутрихиных, появилась Люба, уроженка одной из стреленских деревень, живущая в Устюге, другие неравнодушные люди, и родилась идея дорогу восстановить. Хотя бы как туристическую тропу на пути из Москвы, Питера и Вологды в гости к Деду Морозу. С помощью администрации района и ОАО «Дед Мороз» тропу начали обустраивать, приводя к первоначальному виду. 8 июля в день Любви и Верности открыли.
А между тем дорогу Дмитрия Нутрихина видно даже из космоса. На космоснимках окрестностей Стрельны идет тонкая бледно-зеленоватая линия в массиве елового леса, от автодороги Вологда--Устюг до берега реки. «На Митькиной дороге говорить о том, что в России две беды – дураки и дороги, просто грешно. У России два счастья – дороги бесконечные да люди, прокладывающие путь другим!» — приводит краевед Данилова слова из книги о Нутрихиных в качестве доказательства того, что Митькина дорога – не просто дорога, а именно что монумент таким людям. Теперь в Великом Устюге надеются, что тропа станет не только еще одним туристическим маршрутом, но и живым памятником любви к человеку и заботы о ближних.