Налет на роттердамский музей, совершенный 16 октября 2012 года, эксперты сразу окрестили «ограблением века». Преступники сумели вынести из галереи «Кунстхал» сразу несколько шедевров мирового значения: полотно «Голова Арлекина» (1971) кисти Пабло Пикассо, «Читающая девочка в белом и желтом» (1919) Анри Матисса, «Мост Ватерлоо» и «Мост Чаринг-Кросс» (1901) Клода Моне, «Женщина перед открытым окном» (1898) Поля Гогена, «Автопортрет» (1890) Мейера де Хана и «Женщина с закрытыми глазами» (2002) Люсьена Фрейда.
Тогда голландская полиция называла этот случай «молниеносной, дерзкой кражей» — воры проникли в музей через аварийный вход днем, забрали картины и сбежали всего за 90 секунд.
Следователи не могли понять, как преступникам удалось обойти установленную в здании современную систему сигнализации. Полиция, которая прибыла на место менее чем через пять минут после сигнала тревоги, не нашла ничего, кроме пустого пространства на стенах, перерезанной проводки и следов автомобильных шин на газоне за галереей.
Как позже выяснилось, после кражи картины вынули из рам и в свернутом виде перевезли в Румынию, спрятав в тайнике в корпусе автомобиля. Как отмечает издание Romania Insider, машина въехала на территорию Румынии без досмотра.
Подозреваемые пытались продать холсты с помощью различных посредников, но покупателя найти так и не смогли, что в таких случаях бывает часто. Никто не захотел связываться с крадеными шедеврами, которые в силу их известности просто некуда деть, кроме как хранить в чулане.
Общая стоимость похищенных картин оценивается в более чем €100 млн. По крайней мере, примерно столько за них можно было получить, если бы они были проданы на аукционе, передает Associated Press.
На след похитителей полиция вышла уже в декабре 2012 года, когда в Бухаресте были арестованы трое граждан Румынии. Среди задержанных оказался Петре Кондрат, бывший манекенщик, который признал, что видел два похищенных полотна в Румынии, где его пытались привлечь к посредничеству при их продаже. Вскоре следователи вычислили и предполагаемого организатора и участника налета Раду Догару.
Именно его мать, Ольга Догару, и дала на допросе в суде признательные показания, что помогала спрятать картины, а позже сожгла их.
По ее словам, когда сын привез ей на хранение картины, она закопала их на заднем дворе заброшенного дома в небольшом городе Тулча, а затем перепрятала на кладбище. После того как полиция в феврале этого года провела в ее доме обыск, женщина выкопала и сожгла полотна в своей печи.
«Я положила чемодан с семью картинами в печь вместе с дровами, домашними тапочками и другой обувью и дождалась, когда все это благополучно сгорит», — сообщила Догару в суде Бухареста.
По словам женщины, она решила сжечь картины, пытаясь помочь сыну и надеясь, что, если никаких доказательств его причастности к ограблению не будет обнаружено, ему удастся избежать тюрьмы.
В заявлении румынской прокуратуры, сделанном по поводу инцидента, говорится, что показания Ольги Догару могут оказаться недостоверными.
Пепел, найденный в печи ее дома, уже отправлен на специальную технологическую экспертизу в Национальный музей истории. Чтобы установить, является ли пепел остатками полотен, потребуется несколько месяцев.
Ольге Догару, как осторожно говорят следователи, лишь предположительно уничтожившей произведения искусства, может грозить от 10 до 20 лет лишения свободы. Вместе с ней всего по делу проходят шесть человек.
В ходе расследования также было установлено, что воры не имели практически никакого представления о реальной ценности украденных ими картин и их значении для искусства.
Пропавшие полотна принадлежали частной организации Triton Foundation.