В Бостоне в среду начались слушания по делу Джохара Царнаева. Царнаева, подозреваемого в причастности ко взрывам во время Бостонского марафона, доставили в Федеральный суд округа Массачусетс в Бостоне под усиленной охраной за четыре часа до начала слушаний. Примерно в это же время у здания суда несколько десятков человек устроили пикет в поддержку «бостонского бомбиста», сообщает Associated Press.
Активисты развернули плакаты с надписями «Справедливость для Джохара» и «Свободу Джохару».
Заседание началось, как и планировалось, в 15.30 по местному времени (23.30 мск). Судья Мэриан Боулер предоставила слово представителю обвинения, который перечислил все пункты обвинения.
Ранее сообщалось, что обвинение Царнаеву-младшему предъявлено по 30 пунктам: все они связаны с двойным терактом на марафоне в Бостоне в апреле этого года. Тогда во время взрывов погибли три человека, более 260 получили ранения различной степени тяжести. Федеральная прокуратура заявила, что 17 пунктов из 30 предусматривают смертную казнь. Остальные пункты — либо фиксированный срок, либо пожизненное заключение. Обвинительное заключение заняло 74 страницы.
Царнаеву и его погибшему старшему брату Тамерлану инкриминируют изготовление двух бомб из скороварок, которые они привели в действие на финише марафона в Бостоне 15 апреля. Самодельные взрывные устройства были начинены гвоздями и другими мелкими металлическими предметами, которые разлетелись по толпе, причинив людям различные повреждения.
Братья также обвиняются в убийстве офицера полиции кампуса Массачусетского технологического института, которое они совершили спустя четыре дня после двойного теракта. В тот день правоохранительные органы вышли на их след и начали преследование. Спустя несколько часов 26-летний Тамерлан был убит во время перестрелки с полицией, а Джохар был пойман в Уотертауне, пригороде Бостона. Царнаев-младший получил пулевое ранение горла. Прокуроры несколько недель допрашивали его в тюремной больнице (часть ответов он записывал на бумаге)
В обвинительном заключении говорится, что, скрываясь под лодкой во дворе одного из домов, тяжело раненный Царнаев написал на ней: «Правительство США убивает невинных гражданских лиц. Я не могу стоять в стороне и видеть безнаказанное зло. Мы, мусульмане, — одно целое, если вы ударили одного, то ударили всех нас».
Джохару Царнаеву также вменяются применение оружия массового поражения, приведшее к смерти, взрывы в общественном месте, приведшие к смерти, уничтожение имущества, приведшее к смерти, использование огнестрельного оружия и угон автомобиля.
19-летний выходец из Чечни впервые оказался в суде в рамках дела о взрывах в Бостоне и впервые показался на публике с момента задержания. Он был одет в черную футболку и оранжевую тюремную робу, расстегнутую до пояса, одна рука в гипсе. Царнаев выглядел спокойным, на вопросы судьи отвечал четко и не торопясь, периодически бросая взгляд на родственников пострадавших и погибших в марафоне.
Он не признал свою вину ни по одному из пунктов предъявленного обвинения.
Глава местного полицейского управления Джон Ди Фава, присутствовавший на суде, рассказал Reuters, что Царнаев на заседании был абсолютно хладнокровен. «Такое впечатление, что его это вообще не трогает. Кажется, на него это все вообще никак не повлияло, хотя, я, конечно, не умею читать мысли», — сказал Ди Фава.
Эксперты полагают, что отказ Царнаева признать вину — единственный способ избежать смертной казни, если обвинение будет на ней настаивать. «Это единственный возможный вариант… На данном этапе заявление о невиновности ничего не изменит. Оно позволит провести больше переговоров между обвинением и защитой и сохранит для обвиняемого варианты действий. Если вы признаёте себя виновным, то все сразу заканчивается, при этом вы ничего не выигрываете и теряете много прав», — передает РИА «Новости» со ссылкой на директора Центра информации о смертной казни в Вашингтоне (DPIC) Ричарда Дитера.
Смертная казнь запрещена в Массачусетсе, но обвинения против Царнаева предъявлены на федеральном уровне, так что присяжные могут выбрать для него высшую меру наказания.
После того как на все пункты обвинения Царнаев несколько раз уверенно ответил, что не признает вины, судья Мэриан Боулер объявила об окончании заседания. На обвиняемого надели наручники и увели. Перед тем как покинуть зал, Джохар Царнаев посмотрел на свою семью, присутствовавшую в зале, и улыбнулся. Его родственники заплакали.
Следующее заседание назначено на 23 сентября. Представители обвинения планируют заслушать порядка 80–100 свидетелей обвинения. Суд продлится не меньше трех месяцев.