Правительство предлагает запретить руководителям организаций, признанных экстремистскими, создавать новые общественные и религиозные объединения. Соответствующий законопроект премьер Дмитрий Медведев внес в Госдуму 1 июля.
«Лицо, которое ранее являлось руководителем или членом руководящих органов общественного или религиозного объединения, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может создавать общественное или религиозное объединение» — такой формулировкой предлагается дополнить федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности».
Это уже не первое предложение правительства по ужесточению антиэкстремистского законодательства. В июне Совет федерации одобрил ограничение на учреждение религиозных организаций для людей, в чьих действиях суд обнаружил признаки экстремистской деятельности. Соответствующие поправки были внесены в закон «О свободе совести и религиозных организаций».
Новый запрет, к примеру, напрямую касается националиста Дмитрия Демушкина, обвиняемого в создании и руководстве экстремистским сообществом.
По мнению гособвинителя, он нарушил решение о ликвидации в 2010 году его организации «Славянский союз» (организация запрещена в России), лишь формально переименовав в «Славянскую силу», но оставив прежнюю программу и атрибутику. Сейчас его дело слушается в Останкинском суде Москвы.
«Это беспредел полный! Ваше сообщество может быть назначено прокурором города Москвы, то есть фактически прокуратура наделяет вас статусом юридического лица, — объясняет Демушкин. — Потом вас приглашают в гражданский суд не в качестве обвиняемого, а в качестве заинтересованного лица и пожизненно лишают ваших конституционных прав, пожизненно вытесняют из политической деятельности».
По словам Демушкина, сегодня практически все лидеры националистов или осуждены, или находятся под следствием по статье «Экстремизм». «Нас вытесняют из политического поля, толкая всех националистов на деятельность по свержению существующего строя, — заявил «Газете.Ru» лидер националистов. — Нам не оставляют законного способа борьбы за власть».
Согласно действующему закону под экстремистской деятельностью, занятие которой признается основанием для запрета организации, понимается «нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству». Впрочем, согласно закону достаточно создавать «реальную угрозу причинения такого вреда». Многие отмечают расплывчатость подобных формулировок.
Директор информационно-аналитического центра «СОВА» Александр Верховский, чья организация осуществляет мониторинг правоприменения антиэкстремистского законодательства, к новым запретам относится с осторожностью. «Даже если вынести за скобки, что экстремистскими организациями у нас признают не всегда обоснованно, такое поражение в правах вряд ли должно касаться членов запрещенных организаций, — считает Верховский. — Лидеров — да. Это может быть эффективной мерой, но, я полагаю, правильно, когда подобный запрет налагается индивидуально — решением суда».
Сегодня в России не так много организаций, на лидеров которых может быть распространена предлагаемая правительством поправка. Всего перечень объединений, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете за экстремистскую деятельность, насчитывает 32 позиции.
За номером один в этом списке значится межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (организация запрещена в России), запрещенная в 2007 году.
Лидера запрещенной НБП (организация запрещена в России) Эдуарда Лимонова новые ограничения на общественную деятельность не пугают. «Будем создавать тайные общества, — сказал Лимонов «Газете.Ru». — А вообще в гробу я их всех видел и в белых тапочках». По его словам, законодательная инициатива Медведева «может напугать только боязливых интеллигентов». «Народ этим не напугать. Народ сметет эту власть, когда придет время, а я в это время буду с народом», — уверен писатель и оппозиционер.
К слову, в официальный перечень запрещенных вошли лишь несколько сколько-нибудь заметных объединений. Среди них 11 относительно известных националистических организаций, среди которых и «Славянский союз» Демушкина, Движение против нелегальной иммиграции (организация запрещена в России), Национал-социалистическое общество и международная неонацистская организация «Кровь и Честь» (организация запрещена в России) (Blood and Honour), а также несколько исламистских «вилайятов» и «джамаатов».
Между тем среди запрещенных встречаются и весьма экзотические организации.
Так, 4 из 32 общественных объединений, ликвидированных решениями судов, так или иначе относятся к «Духовному управлению асгардской веси Беловодья Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов». Запрещены также религиозная группа «Славянская община ведической культуры российских ариев (организация запрещена в России) скифской веси Рассении», «Рада земли Кубанской духовно-родовой державы Русь», «Ахтубинское народное движение «К богодержавию» и «Благородный орден дьявола» (организация запрещена в России) из Мордовии.