Уже летом этого года Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) создаст собственную коммерческую структуру — ОАО «Торговый дом ФСИН» со стопроцентным государственным капиталом. Об этом в четверг на пресс-конференции в Петербурге сообщил начальник финансово-экономического управления ведомства Олег Коршунов.
«Вопрос торгового дома решен, он однозначно будет, — заявил Коршунов. — К концу июля этого года должны подать на регистрацию. Это будет серьезное коммерческое предприятие,
которое в системе ФСИН должно взяться за контроль и продажу изделий, выпускаемых на наших предприятиях. Сейчас мы прописываем концепцию, убираем все шероховатости. Главным партнером по торговому дому станет Сбербанк».
По словам Коршунова, Сбербанк выдаст кредиты торговому дому, который модернизирует старое оборудование на предприятиях ведомства. Руководить ОАО будет наемный гражданский менеджер, кто именно — пока неизвестно. «Мы эту функцию доверим профессионалам, которые все знают», — пообещал главный финансист.
Журналисты предложили назначить главой торгового дома Ходорковского, попутно заметив, что ненормально, когда талантливые менеджеры в колониях шьют рукавицы. Однако Коршунов эту идею категорически отверг.
«Колоний, где делают биржу, у нас нет, — сказал он. — Там, где Ходорковский сидит, шьют рукавицы — ну так повезло. Везде руководят производством наши сотрудники, но есть бригадиры из числа заключенных.
Если бы Ходорковский хотел, давно был бы бригадиром. Но не хочет. А мы не можем ему сказать: «Товарищ Ходорковский, учитывая ваш опыт, придумайте новую рукавицу…»
По сути, ФСИН создает коммерческую структуру, аналогичную «Оборонсервису» в Минобороны. При этом в ведомстве уверены, что смогут извлечь уроки из печального армейского опыта.
«Мы изучаем все негативные моменты, которые могут возникнуть, в том числе на примере «Оборонсервиса», чтобы в будущем таких нюансов не допустить, — заявил Коршунов «Газете.Ru». — Я надеюсь, что у нас такого не повторится, мы используем их негативные и успешные моменты. Схема «Оборонсервиса» работала и была нормальной. Но за каждой конструкцией стоят люди».
Сейчас российские колонии выпускают более 100 тыс. наименований товаров на 30 млрд рублей в год — начиная от сувениров, ножей, нардов и шахмат и заканчивая холодильниками, машинами для пожарных и «скорой помощи», автозаками для собственных нужд.
Традиционное производство — металло- и деревообработка, швейное производство (приносит более 6 млрд рублей в год).
По словам Коршунова, ФСИН пока не умеет рекламировать собственную продукцию, и о ней мало кто знает.
«Рубленый дом двухэтажный из бруса 2х7 метров стоит у нас 400 тысяч рублей. Это некоммерческие цены», — привел пример начальник экономического управления. По его словам, выпускаемая продукция зачастую уникальна. В новгородской колонии есть кузница, которая делает высокохудожественные вещи — литые заборы, уличные фонари, лавочки, мангалы и все, что связано с отдыхом. В челябинской колонии на базе «КамАЗа» заключенные сделали уникальный самосвал для перевозки и выгрузки зерна.
При этом каждая зона сейчас варится в собственном соку. «Сама продает где-то в рассрочку, мы недополучаем эти деньги, и колония не может модернизировать свое производство», — говорит Коршунов.
Создание торгового дома должно изменить и оплату труда заключенных.
«У нас сложилось негативное такое отношение, что осужденный не должен получать больше минимальной заработной платы, — говорит Коршунов. — Меня убеждали, что есть такие нормы — не более 5200 рублей. Но мы будем их пересматривать.
Сейчас в российских колониях трудоустроены около 30% заключенных.
Но есть исключения: в Красноярском крае, например, их 56%. Во ФСИН планируют, что с созданием торгового дома количество работников значительно вырастет. При этом многим предстоит пройти обучение — специалистов-сидельцев не хватает.
«У нас есть ГУП строительный, — рассказал Коршунов. — В Красноярске он взял бы даже больше заказов, чем сейчас имеет. Но, к сожалению, нет сегодня такого количества заключенных-специалистов. При этом у нас более 300 профтехучилищ. Каждый заключенный может получить профессию».
Ведомство рассчитывает, что торговый дом привлечет инвесторов для создания новых производств и модернизации старых.
По мнению Коршунова, у коммерсантов ФСИН будет преимущество на рынке — развитая инфраструктура, недорогая рабочая сила и гарантированный спрос: часть производимой продукции (одежду, стройматериалы и т. д.) закупает сама ФСИН.
Кроме того, в ведомстве планируют, что торговому дому достанутся муниципальные заказы. В частности, ФСИН собирается пойти на переговоры с правительством с целью получения муниципальных заказов на благоустройство детских площадок в городах России.