Дмитрий Ливанов, нападки на которого депутат «Единой России» Владимир Бурматов ведет с тех пор, как был уличен в плагиате, не причастен к хищению средств в Московском институте стали и сплавов (МИСиС). Об этом в четверг сообщили в МВД.
В ведомстве уточнили, что уголовное дело о хищении средств в МИСиС возобновлено, на чем настаивал Бурматов. Однако в его материалах нет сведений о причастности к преступлению его бывших руководителей
— Ливанова, который был ректором института, и заместителя министра образования и науки Натальи Третьяк, которая была проректором МИСиС.
В мае 2009 года УВД по Центральному округу Москвы возбудило уголовное дело о мошенничестве. В частности, следствие установило, что в 2004—2005 годах 57 млн рублей, выделенных на ремонт одного из корпусов вуза, без проведения тендера были переведены на счета нескольких строительных подрядчиков. При их внимательном изучении правоохранители выяснили, что эти фирмы были зарегистрированы с нарушением законодательства и были фиктивными.
В ходе расследования обвинения никому не предъявлялись. Было допрошено несколько человек из руководства вуза, однако их имена не называются. А в ноябре 2009 года следствие было приостановлено из-за невозможности установить подозреваемых.
После обращения Бурматова в прокуратуру Москвы МВД 3 июня этого года дело возобновило, но о возможных похитителях по-прежнему ничего не известно.
Бурматов после сообщения о непричастности Ливанова и Третьяк к хищению в МИСиС сказал ИТАР-ТАСС, что Счетная палата прислала ему новые документы, которые касаются той же истории с реконструкцией вуза. По его словам, речь идет о том, что прежним руководством института «не были соблюдены требования двух федеральных законов — известного 94-го (о госзакупках. — «Газета.Ru») и закона об объектах культурного наследия». В связи с этим Бурматов заявил, что уже направил в Генпрокуратуру новое обращение.
Бурматов начал кампанию по дискредитации Ливанова после того, как был уличен в плагиате в своей диссертации. В результате «диссергейта» он был вынужден покинуть свои посты заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и заведующего кафедры в РЭУ имени Плеханова.
Впервые об обнаружении плагиата в диссертации Бурматова написал в своем блоге доктор физико-математических наук Николай Горькавый. «Научная работа» Бурматова оказалась почти идентична диссертациям Любови Нестеровой и Александра Федорова.
Журналист Сергей Пархоменко, который занимается разоблачением поддельных диссертаций, у себя в блоге отмечает, что сам Ливанов никакого отношения к диссергейту не имеет. Однако именно его бывший заместитель Игорь Федюкин возглавлял в Минобрнауки специальную комиссию по проведению экспертной оценки диссертаций на соискание ученых степеней.
Депутат Госдумы Илья Пономарев в свое время направлял в Генпрокуратуру депутатский запрос о проверке диссертации Бурматова, в том числе и на предмет законности присуждения ученой степени кандидата наук и занятия им должности заведующего кафедрой политологии и социологии в РЭУ имени Плеханова.
В феврале ему пришел промежуточный ответ в котором говорилось, что Бурматов не соответствует требованиям, предъявляемым к должности завкафедрой, поскольку не имеет необходимого стажа педагогической работы.
Из Минобрнауки Пономареву ответили на запрос о правомерности присуждения Бурматову ученой степени (за подписью Третьяк). Ему сообщили, что в Федеральный институт развития образования, на базе которого действует диссертационный совет, где защищался Бурматов, направлен запрос о предоставлении документов, которые необходимы для рассмотрения вопроса о характере заимствований в диссертации Бурматова.
Однако в апреле Минобрнауки в информационном письме объяснило, что с момента присуждения ученой степени кандидата педагогических наук Бурматову прошло уже более трех лет и потому вопросы об обоснованности принятия решения о присуждении ученой степени могут быть рассмотрены только диссертационным советом вуза, где проводилась защита. Соответственно, Высшая аттестационная комиссия (ВАК) на данный момент не может лишить Бурматова ученой степени, поскольку истек срок давности защиты диссертации. Пономарев рассказал «Газете.Ru», что никаких окончательных результатов в истории с диссертацией Бурматова быть не может, пока не будут внесены изменения в положение ВАК о сроке давности.
«Все наезды на Ливанова связаны именно с этим. Бурматов делает все, чтобы постановление, увеличивающее сроки давности защиты диссертации, не вышло. Оно давно согласовывается, но до сих пор не подписано»,
— говорит Пономарев. Глава ВАК Владимир Филиппов две недели назад в онлайн-интервью «Газете.Ru» рассказывал, что такое постановление правительства может появиться уже в этом году. В частности, в нем, возможно, будет восстановлен десятилетний срок давности защиты научных работ.
«Диссергейты» в последние годы регулярно происходят как в странах Европы, так и в России. Однако если в Европе высокопоставленные чиновники после обличения в плагиате их научных работ теряют свои должности (так, например, были вынуждены покинуть посты министры обороны и образования Германии), то в России должности лишился сам борец с плагиаторами, заместитель министра образования Игорь Федюкин.