В среду мировой судебный участок Москвы № 312 приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении одного из лидеров националистов Дмитрия Демушкина, обвиняемого в экстремизме (ч. 1 ст. 282.2 УК). Двор, в котором расположен участок, был оцеплен сотрудниками ОМОН. Рядом с детской площадкой стояли три автобуса, еще один расположился несколько поодаль, дежурили несколько патрульных машин. Местные жители, удивленные таким наплывом полицейский, рассказывали, что такая картина наблюдается с 12 часов дня.
К 14.00, времени начала процесса, ажиотажа возле дверей судьи Виктории Ткаченко не наблюдалось. Пришли трое журналистов, несколько человек из «группы поддержки» и два адвоката Демушкина. Заседание началось с ходатайств защитников. Они напомнили, что не знакомились с материалами дела к предварительному заседанию, поэтому судья тогда выделила им на это две недели.
Прочитав 15 томов, адвокаты заметили, что следователь, составлявший обвинительное заключение, не указал место совершения преступления.
По их словам, в заключении должны быть указаны данные о личности обвиняемого, место и время совершения преступления. Следователь же указал только, что преступная дельность совершалась в 2010–2011 годах и окончилась 4 ноября 2011 года. Но, где это было, не отмечено. На этом основании они потребовали вернуть дело прокурору «для устранения препятствий».
Выслушав протест прокурора, судья удалилась в совещательную комнату, откуда вернулась только через 40 минут. Возвращать дело прокурору она отказалась.
Однако следом адвокаты заявили второе ходатайство. На этот раз они выразили сомнение в подсудности данного уголовного дела. Они пояснили, что из материалов дела следует, что в день последнего эпизода вменяемого преступления, 4 ноября 2011 года, проходил «Русский марш» в Марьино. Соответственно, этот участок не относится к подсудности Останкинского суда (к которому относится мировой участок № 312). На этом они попросили передать дело по подсудности в другой суд.
Прокурор возразила: подобные ходатайства заявляются на предварительных слушаниях, а не на открытых заседаниях по существу. Адвокаты пояснили, что на предварительных слушаниях не знали материалов дела, а продлевать или переносить эти слушания судья отказалась. «Но ведь ваши адвокаты во время предварительного следствия расписались, что ознакомились с делом», — обратилась судья Ткаченко к подсудимому. Демушкин объяснил, что это были другие защитники, которые ознакомились с делом всего за полчаса. «Адвокаты фиктивно подписали, что ознакомились с делом», — сказал он.
Над вопросом подсудности Ткаченко в совещательной комнате размышляла еще полтора часа. Вернувшись в зал, она объявила, что не намерена передать дело другому участку. По ее словам, подсудность определяется не по последнему месту совершения преступления, а по тому, где произошло большее количество преступлений либо наиболее тяжкие из них.
В 17.00 прокурор наконец приступила к оглашению обвинительного заключения, что заняло у нее всего пять минут.
По ее словам, с 1999 года Демушкин руководил организацией «Славянский союз» (организация запрещена в России), сокращенно — СС. Во время своей деятельности, отметила прокурор, лидер движения «пропагандировал националистические и экстремистские взгляды». В 2010 году суд признал деятельность организации экстремистской.
Однако Демушкин, «умышленно не желая исполнять решение суда», переименовал свое движение в «Славянскую силу». «Он поставил перед ним прежние цели и задачи, а именно пропаганду идей национал-социализма, схожего с идеологией фашисткой Германии, осуществление экстремистской деятельности, создающей реальную угрозу личности, общественному порядку и общественной безопасности, продолжить противоправную деятельность, направленную на достижения националистических целей и идей», — сказала прокурор. По ее словам, переименование организации было только формальным: не поменялась ни программа движения, ни лозунги, ни атрибутика. Не изменилась и аббревиатура — СС. Таким образом, граждане ассоциировали «Славянский союз» и «Славянскую силу» как одно и то же движение.
«В неустановленное время и место» в 2010 году Демушкин записал видеообращение к своим соратникам, которое направлено на пропаганду экстремизма, отметила гособвинитель. Также в районе Братеево подсудимый организовал силовой турнир, на котором был растянут баннер с экстремистским лозунгом, а спортсмены были одеты в одежду с эмблемой СС. Также Демушкин активно призывал своих соратников прийти на «Русский марш», на котором также выкрикивались экстремистские лозунги, заявила прокурор.
Демушкин же заявил, что не признает свою вину в полном объеме. Подсудимый отметил, что, когда был запрещен «Славянский союз», он несколько раз через суд пытался добиться разъяснений, что именно было запрещено, но так и не сумел добиться ответа. Также Демушкина возмутило сравнение прокурора идеологии национал-социализма с идеологией фашистской Германии. По его словам, в 15 томах дела нет ни слова об этом.
Турнир в Братеево, заметил Демушкин, был организован совместно с местной префектурой, которая за свой счет изготовила футболки с эмблемой СС.
Подсудимый недоумевал, в чем проявился экстремизм его деятельности, во время которой он пропагандировал здоровый образ жизни среди молодежи. «В чем экстремизм? В похожести названия и сокращения?» — возмущался он. По его словам, «Русские марши» в 2010 и 2011 годах были согласованы с властями, от которых не поступило ни одной претензии на организаторов. А видеообращение, отметил он, было новогодним, в нем он поздравил с Новым годом своих сторонников.
Демушкин заявил, что считает свое дело политическим заказом «с целью недопущения его к выборам главы государства, на которых он собирался» выдвинуть свою кандидатуру.
На этом заседание закончилось. Следующее слушание назначено на 9 июля. На улице омоновцы с облегчением вздохнули, узнав, что суд завершился и скоро можно будет отправиться домой.