Почти 9 тыс. человек находятся под пристальным наблюдением британской полиции, пишет The Guardian. Слежку ведет специальный департамент британского МВД по борьбе с экстремизмом. Сотрудники отдела работают под прикрытием, платят информаторам и организуют прослушку помещений. В поле зрения правоохранительных структур Великобритании попали те, кто проживает на территории страны и подозревается в экстремизме. В полиции их так и называют — «отечественные экстремисты».
При этом большинство из них не были замечены в каких-либо преступлениях, но значатся в секретных базах данных.
В списках потенциальных экстремистов имена 8931 человека, среди них крайне правые приверженцы Лиги английской обороны, защитники животных, антикапиталисты и антимилитаристы. На каждого из них заведено отдельное досье.
Данные о работе отдела полиции по борьбе с экстремизмом были опубликованы после критики его работы. Один из бывших сотрудников подразделения Питер Френсис в понедельник рассказал журналистам о методах получения информации, которые практиковал он сам и его коллеги. В связи с признаниями экс-силовика всплыло старое дело об убийстве чернокожего подростка Стивена Лоуренса.
Лоуренс погиб в 1993 году от рук белых подростков: он с другом ждал автобус на остановке, когда на него напали пятеро молодых людей и с криками «Что, ниггер?» два раза ударили ножом. Раны оказались смертельными, и спустя несколько минут подросток умер от потери крови. Нападение было настолько неожиданным и скорым, что очевидцы затруднились описать внешность нападавших. Стивен Лоуренс ждал автобус с другом, Дуэйном Бруксом. Брукс не пострадал, но во время расследования его обвинили в возможной причастности к убийству.
Следователи нашли настоящих виновных лишь спустя почти десять лет. К этому времени один из них уже отбывал срок за распространение наркотиков. Суд до сих пор не вынес окончательный приговор ни одному из обвиняемых.
Бывший полицейский Питер Френсис раскрыл неприглядные детали расследования этого дела. По его словам, сразу после гибели Стивена Лоуренса ему поручили добыть компрометирующую информацию для дискредитации родственников и друзей погибшего. Тогда-то друга Лоуренса — Дуэйна Брукса — и заподозрили в причастности к убийству. Кроме этого выяснилось, что полицейские следили за ним еще тогда, когда он проходил по делу как ключевой свидетель, и подслушивали конфиденциальные переговоры Дуэйна с его адвокатом.
По данным The Guardian, в последнее время отдел по борьбе с экстремизмом в основном следит за активистами по охране окружающей среды и особенно за теми, кто участвует в акциях и протестах против изменения климата.
В распоряжении издания оказались выдержки из досье некоторых потенциальных экстремистов. В частности выяснилось, что под колпаком у британской полиции оказался 88-летний Джон Кэтт. Три месяца назад он выиграл процесс против Лондонской полиции, когда обнаружилось, что силовики незаконно скрывали данные об участии пенсионера в более чем 55 протестных акциях.
В списках также оказался 46-летний активист антикапиталистического движения Гай Тейлор. Полицейские следили за ним во время музыкального фестиваля в Гластонбери. Тейлор и Кэтт попали в списки под маркировкой «отечественные экстремисты». Раньше активистов с радикальными политическими взглядами в полиции именовали «диверсантами». Под подозрением очутился даже бывший глава министерства внутренних дел Джек Строу. В свое время он был активистом студенческих профсоюзов.
Полицейский Питер Френсис признался, что никогда не испытывал такого стыда, как тогда, когда следил за родными и близкими тренера по боксу Брайана Дугласа, погибшего от рук полицейского.
Дуглас погиб от удара полицейской дубинки в 1995 году, когда был остановлен за нарушение дорожных правил, и его родственники требовали правосудия. «Я опустился до самого низкого морального уровня, когда я стоял в штатском у полицейского участка Кенсингтона среди участников акции в память о Брайане Дугласе. Все его родственники там были, они держали зажженные свечи, — рассказал Френсис. — Через меня проходила вся информация о том, что родственники планировали и организовывали посредством европейской организации «Молодежь против расизма», и я чувствовал, что я своей работой уменьшаю их шансы на справедливое правосудие практически до нуля. Я до сих пор чувствую свою личную вину за то, что его семья так и не смогла добиться правосудия».
Комиссар Лондонской полиции Бернард Хоган-Хоу отказался лично комментировать признания бывшего работника, но пресс-служба выпустила официальное заявление, в котором подчеркнула «огромную серьезность» последних заявлений о слежке за Дуэйном Бруксом и пообещала «изучить информацию».